Свет Бхагаваты Текст 20
20. Из-за бурных потоков дождя реки выходят из берегов и сносят ограждения рисовых полей. Эта картина напоминает беспокойства, которые под влиянием века Кали время от времени создают противники установленных Ведами законов.
С самого начала путь самоосознания был определен Ведами. Шрила Вьясадева разделил изначальную Веду на четыре части, написав «Сама-веду», «Атхарва-веду», «Риг-веду» и «Яджур-веду». Затем он разделил их ещё на одиннадцать Пуран (дополнений) и «Махабхарату», а потом все выводы, содержащиеся в этих трудах, свел воедино, составив «Веданта-сутру». Цель ведических писаний — дать человеку понимание своего «Я» как духовного существа, вечно связанного с Богом, Верховной Личностью Шри Кришной, чей образ привлекает всех.
Однако под натиском Кали-юги ведические писания подвергаются искажениям, подобно тому, как от сильных ливней разрушаются ограждения рисовых полей и размываются берега рек. Ведическое знание искажают философы-атеисты, заинтересованные лишь в том, чтобы есть, пить, веселиться и наслаждаться. Атеисты всегда настроены против богооткровенных писаний, ибо очень привязаны к чувственным удовольствиям и не могут подняться над уровнем грубого материализма. Есть люди, которые не верят в вечную жизнь. Некоторые из них считают, что в конечном счёте жизнь обращается в ничто и сохраняется лишь материальная энергия. Есть и такие, кого материальная природа и её законы интересуют меньше, но и они не верят в то, что выходит за рамки их собственного опыта. А другие ставят дух и материю на один уровень и заявляют, что разница между ними — лишь проявление иллюзии.
Совершенно бесспорно, что Веды — это самый авторитетный источник знания. Однако в течение долгого времени учение Вед неоднократно подвергалось нападкам со стороны таких философов как Чарвака, Будда, Архат, Капила, Патанджали, Шанкара, Вайкарана, Джаймини, а также последователей школы ньяиков, вайшешиков, сагунистов, эмпириков, шайва-пашупатов, шайва-сагунов, брахма-самаджистов, арья-самаджистов и многих других. Список мыслителей, отклонившихся от учения Вед, растёт день ото дня. Само же ведическое знание не приемлет ни одного принципа, который расходится с идеей вечных отношений с Богом, преданного служения Ему и достижения высшего совершенства — любви к Богу.
Следующие материалы:
Текст 21
21. Ветер гонит дождевые облака в разные части земли, чтобы те, проливаясь дождем, приносили благо всем людям. Подобно этим облакам, богатые цари и торговцы, следуя наставлениям слуг Бога, раздают людям свои богатства.
Как уже объяснялось, деление общества на четыре сословия, а именно на класс интеллектуалов (брахманов), правителей (кшатриев), торговцев (вайшьев) и рабочих (шудр) — существует лишь для одной цели: дать человеку возможность познать природу своего «Я», приобщить людей к духовной культуре. Интеллектуалы, или брахманы, должны побуждать кшатриев и вайшьев жертвовать средства на духовное развитие общества. Такое сотрудничество брахманов, кшатриев и вайшьев помогает духовно совершенствоваться всем остальным людям — тем, кто занят обычной повседневной работой. Поскольку сейчас такого сотрудничества между сословиями нет и люди отвергли основные принципы духовной культуры, члены человеческого общества уподобились животным, чья жизнь основана лишь на еде, сне, самозащите и совокуплении. Долг разумных людей — повлиять на наиболее богатых представителей общества, таких, как кшатрии и вайшьи, чтобы те жертвовали средства на развитие духовной культуры. Только таким путем можно по-настоящему разрешить противоречия между рабочими и капиталистами.
В нынешний век — век Кали, — когда малейшее расхождение во мнениях приводит к конфликту вплоть до бунтов и мятежей, разумные люди, брахманы, должны бескорыстно побуждать богатых людей жертвовать средства на духовные цели. Как можно понять из этого стиха, разумному человеку нет нужды самому становиться кшатрием или вайшьей и не нужно заниматься деятельностью, обязательной для какого-либо из этих сословий. Брахманы просто должны направлять людей, указывая им путь к духовному совершенству, подобно тому, как ветер переносит облака к разным частям земли, чтобы те оросили их дождем. Сам же ветер при этом не несет ответственности за выпадение дождя, ибо дождь проливают облака.
Наиболее разумные люди в обществе — это святые и мудрецы, пожертвовавшие всем во имя распространения духовной культуры. Их долг — странствовать среди людей и побуждать их заниматься духовной деятельностью, посвящая ей свой разум, речь, деньги и саму жизнь. Только в этом случае жизнь человека увенчается настоящим успехом. Общество, в котором люди не проявляют интереса к духовной культуре, сравнивается с пылающим огнём, в котором все горят, испытывая тройственные муки материального существования. Подобно тому как облака проливают дождь на горящий лес и гасят пожар, разумный человек, действующий как духовный наставник, гасит пожар страданий, давая людям духовное знание и побуждая наиболее богатых представителей общества жертвовать свои средства на духовные цели. Например, многие храмы строились на средства богатых людей и предназначение этих храмов было в том, чтобы дать духовное знание каждому. Все церемонии, проводимые в храме, имеют своей целью вдохновлять человека, а не эксплуатировать его. Если из-за влияния века Кали проявляются такие тенденции, их нужно исправить, но сами храмы и духовные церемонии необходимо сохранить.
Текст 22
22. К концу сезона дождей в лесу Вриндавана созревает много разных плодов и ягод: финики, ежевика и другие. Господь Шри Кришна, окруженный Своими вечными спутниками — старшим братом Шри Баладевой, соседскими мальчиками-пастушками и тысячами коров, — вошел в этот дивный лес, чтобы явить Свои божественные игры.
Господь Кришна, Верховная Личность Бога, нисходит в материальный мир со Своим личным окружением раз в 4,320,000,000 лет. Здесь Он являет Свои божественные игры, чтобы привлечь падшие обусловленные души. Хотя материальный мир всего лишь тень духовного мира, обусловленные живые существа ищут в нём изначальное, духовное счастье, которое, однако, искажается под влиянием материальных привязанностей. Философы-имперсоналисты — те, кто обладает скудным запасом знаний, — представляют себе духовный мир безличным. Но освобождение в безличном Брахма́не мало привлекает духовное по своей природе живое существо, поэтому его очаровывают образы материального мира, и оно теряет всякий шанс на освобождение.
Вот почему Господь, Абсолютная Личность, по Своей безграничной и беспричинной милости к обусловленным живым существам нисходит из духовного мира и являет Свои игры во Вриндаване — обители, которая ничем не отличается от Кришналоки, духовной планеты. Вриндаван — самое святое место во вселенной, и любой, кто стремится обрести освобождение и войти в царство Бога, может поселиться во Вриндаване и стать серьёзным последователем шестерых Госвами, получавших наставления от Самого Шри Чайтаньи Махапрабху. Главным из Госвами был Шрила Рупа Госвами, а за ним идут Шрила Санатана, Шрила Бхатта Рагхунатха, Шрила Джива, Шрила Гопала Бхатта и Шрила Рагхунатха дас Госвами. Все они очень глубоко и серьёзно занимались исследованием сокровенной Вриндавана-дхамы и поиском святых мест на её земле.
Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, явился во Вриндаване около пяти тысяч лет назад, и следы Его деяний во Вриндаване постепенно исчезли. Но Господь Шри Чайтанья Махапрабху — тот же Господь Шри Кришна, только в облике Своего великого преданного, — явился в Навадвипе, области в Западной Бенгалии, и отыскал святые места, где Господь Шри Кришна проводил Свои божественные игры. Господь Чайтанья поручил шестерым Госвами (о которых уже говорилось выше) написать авторитетные труды о поклонении Вриндавану, и теперь любой, кто искренне стремится получить знание о Всевышнем, может воспользоваться этой бесценной литературой и наставлениями сведущих мудрецов, чтобы узнать о повелителе Вриндавана — Шри Кришне, Верховной Личности Бога.