16 px

Свет Бхагаваты Текст 19

19. Журавль стоит на берегу пруда, куда бурные потоки мутной воды наносят ил и гальку. Так домохозяин, излишне привязанный к своей семье, держится за семейную жизнь, хотя она приносит ему одни беспокойства.
Суетная жизнь домохозяина, подобная темному колодцу, губительна для обусловленной души. Таково мнение Махараджи Прахлады, прославленного преданного Господа. Те, кто осознал свою духовную природу, не рекомендуют человеку слишком привязываться к домашнему очагу. Поэтому, чтобы такой привязанности не возникало, жизнь человека должна быть разделена на определенные этапы.
Первый этап называется брахмачарья-ашрам — период детства и отрочества, когда будущий взрослый человек получает знание о высшей цели жизни. Следующий этап — грихастха-ашрам; в это время человек обучается тому, как войти в Трансцендентное. Затем идет ванапрастха-ашрам, стадия, предваряющая отречение от мира; и наконец, последний этап, через который рекомендуется пройти человеку, санньяса-ашрам — полное отречение от мира. Так, проходя через эти этапы, человек всё больше отдает себя духовной деятельности и в конечном счёте достигает высшей цели жизни — освобождения.
К несчастью, из-за недостатка духовного образования, люди не хотят отрекаться от семейной жизни, хотя она и полна неприятностей и беспокойств. Поэтому того, кто излишне привязан к жизни в трясине семейных проблем, сравнивают с журавлем, который в поисках наслаждений пришел на грязный берег пруда и стоит там, невзирая на все неудобства. Мы должны всегда помнить, что общение, дружба и любовь, которыми мы пытаемся наслаждаться в семье, — лишь отдаленное подобие истинных отношений, существующих в царстве Бога. В обусловленной материальной жизни нет ничего реального, и мы из-за своего невежества привязываемся к иллюзии. Сами по себе общение, дружба и любовь — не иллюзия, но место, где мы пытаемся их найти, иллюзорно. Нам необходимо отбросить иллюзию и повернуться лицом к реальности. Именно в этом должна быть цель человеческой жизни и именно таким должен быть итог духовного образования.
Но, к сожалению, людям недостаёт духовной культуры, и потому они, оставаясь материалистами, держатся за жизнь в иллюзии, хотя такая жизнь полна всевозможных неприятностей. Говорится, что человек должен оставить семью в возрасте пятидесяти лет. Но в нынешний век, когда повсюду царит невежество, люди преклонного возраста всячески пытаются омолодить свое тело, вставляя, например, искусственные зубы и делая вид, будто живут так, как жили в молодости. Эти люди не оставляют своих попыток даже на пороге смерти. А политики, сильно привязанные к престижу, положению и званиям, до последнего вздоха борются за переизбрание на различные посты. Таковы лишь некоторые из признаков нецивилизованной человеческой жизни.
Следующие материалы:

Текст 20

20. Из-за бурных потоков дождя реки выходят из берегов и сносят ограждения рисовых полей. Эта картина напоминает беспокойства, которые под влиянием века Кали время от времени создают противники установленных Ведами законов.
С самого начала путь самоосознания был определен Ведами. Шрила Вьясадева разделил изначальную Веду на четыре части, написав «Сама-веду», «Атхарва-веду», «Риг-веду» и «Яджур-веду». Затем он разделил их ещё на одиннадцать Пуран (дополнений) и «Махабхарату», а потом все выводы, содержащиеся в этих трудах, свел воедино, составив «Веданта-сутру». Цель ведических писаний — дать человеку понимание своего «Я» как духовного существа, вечно связанного с Богом, Верховной Личностью Шри Кришной, чей образ привлекает всех.
Однако под натиском Кали-юги ведические писания подвергаются искажениям, подобно тому, как от сильных ливней разрушаются ограждения рисовых полей и размываются берега рек. Ведическое знание искажают философы-атеисты, заинтересованные лишь в том, чтобы есть, пить, веселиться и наслаждаться. Атеисты всегда настроены против богооткровенных писаний, ибо очень привязаны к чувственным удовольствиям и не могут подняться над уровнем грубого материализма. Есть люди, которые не верят в вечную жизнь. Некоторые из них считают, что в конечном счёте жизнь обращается в ничто и сохраняется лишь материальная энергия. Есть и такие, кого материальная природа и её законы интересуют меньше, но и они не верят в то, что выходит за рамки их собственного опыта. А другие ставят дух и материю на один уровень и заявляют, что разница между ними — лишь проявление иллюзии.
Совершенно бесспорно, что Веды — это самый авторитетный источник знания. Однако в течение долгого времени учение Вед неоднократно подвергалось нападкам со стороны таких философов как Чарвака, Будда, Архат, Капила, Патанджали, Шанкара, Вайкарана, Джаймини, а также последователей школы ньяиков, вайшешиков, сагунистов, эмпириков, шайва-пашупатов, шайва-сагунов, брахма-самаджистов, арья-самаджистов и многих других. Список мыслителей, отклонившихся от учения Вед, растёт день ото дня. Само же ведическое знание не приемлет ни одного принципа, который расходится с идеей вечных отношений с Богом, преданного служения Ему и достижения высшего совершенства — любви к Богу.

Текст 21

21. Ветер гонит дождевые облака в разные части земли, чтобы те, проливаясь дождем, приносили благо всем людям. Подобно этим облакам, богатые цари и торговцы, следуя наставлениям слуг Бога, раздают людям свои богатства.
Как уже объяснялось, деление общества на четыре сословия, а именно на класс интеллектуалов (брахманов), правителей (кшатриев), торговцев (вайшьев) и рабочих (шудр) — существует лишь для одной цели: дать человеку возможность познать природу своего «Я», приобщить людей к духовной культуре. Интеллектуалы, или брахманы, должны побуждать кшатриев и вайшьев жертвовать средства на духовное развитие общества. Такое сотрудничество брахманов, кшатриев и вайшьев помогает духовно совершенствоваться всем остальным людям — тем, кто занят обычной повседневной работой. Поскольку сейчас такого сотрудничества между сословиями нет и люди отвергли основные принципы духовной культуры, члены человеческого общества уподобились животным, чья жизнь основана лишь на еде, сне, самозащите и совокуплении. Долг разумных людей — повлиять на наиболее богатых представителей общества, таких, как кшатрии и вайшьи, чтобы те жертвовали средства на развитие духовной культуры. Только таким путем можно по-настоящему разрешить противоречия между рабочими и капиталистами.
В нынешний век — век Кали, — когда малейшее расхождение во мнениях приводит к конфликту вплоть до бунтов и мятежей, разумные люди, брахманы, должны бескорыстно побуждать богатых людей жертвовать средства на духовные цели. Как можно понять из этого стиха, разумному человеку нет нужды самому становиться кшатрием или вайшьей и не нужно заниматься деятельностью, обязательной для какого-либо из этих сословий. Брахманы просто должны направлять людей, указывая им путь к духовному совершенству, подобно тому, как ветер переносит облака к разным частям земли, чтобы те оросили их дождем. Сам же ветер при этом не несет ответственности за выпадение дождя, ибо дождь проливают облака.
Наиболее разумные люди в обществе — это святые и мудрецы, пожертвовавшие всем во имя распространения духовной культуры. Их долг — странствовать среди людей и побуждать их заниматься духовной деятельностью, посвящая ей свой разум, речь, деньги и саму жизнь. Только в этом случае жизнь человека увенчается настоящим успехом. Общество, в котором люди не проявляют интереса к духовной культуре, сравнивается с пылающим огнём, в котором все горят, испытывая тройственные муки материального существования. Подобно тому как облака проливают дождь на горящий лес и гасят пожар, разумный человек, действующий как духовный наставник, гасит пожар страданий, давая людям духовное знание и побуждая наиболее богатых представителей общества жертвовать свои средства на духовные цели. Например, многие храмы строились на средства богатых людей и предназначение этих храмов было в том, чтобы дать духовное знание каждому. Все церемонии, проводимые в храме, имеют своей целью вдохновлять человека, а не эксплуатировать его. Если из-за влияния века Кали проявляются такие тенденции, их нужно исправить, но сами храмы и духовные церемонии необходимо сохранить.
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».