16 px

Свет Бхагаваты Текст 17

17. Когда появляются в небе тучи, павлин начинает восторженно танцевать, словно искренняя душа, которая ликует, увидев на пороге своего дома святого мудреца.
Обязанность святых мудрецов — ходить от двери к двери и просвещать домохозяев, давая им духовное знание. Семейная жизнь подобна темному колодцу - живущие в нём лягушки никогда не видят бескрайнего голубого неба. Темный колодец семейной жизни убивает душу. Поэтому человек должен выйти из него, чтобы обрести духовное зрение и увидеть свет духовного мира. Святые мудрецы милостиво пытаются вытащить падшие души из темного колодца семейной жизни, и потому просвещенный домохозяин всегда рад появлению в своем доме таких мудрецов. Ум домохозяина, обусловленной души, всё время обеспокоен страданиями трёх видов, сопутствующими материальной жизни. Каждый стремится обрести счастье в семье, но законы природы не позволяют человеку стать счастливым в материальном мире, где жизнь очень напоминает внезапно вспыхнувший в лесу пожар.
Как уже говорилось, в век Кали большинство людей безразличны к духовному знанию, и потому никто уже не радуется появлению в своем доме мудреца или святого. Но несмотря на это, святые мудрецы всё же идут на риск и несут людям послание Всевышнего. Господь Иисус Христос, Тхакур Харидас, Господь Нитьянанда Прабху и другие великие святые рисковали жизнью, чтобы донести до всех слова Господа и дать людям духовное знание. Именно так поступают святые, осознавшие себя души. Они не дают обета молчания, который приносит лишь дешевую славу и почитание со стороны невежественной толпы. Господь удовлетворён лишь тогда, когда Его преданные идут на любой риск, стремясь распространить повсюду славу Всевышнего. Такие преданные не боятся опасного путешествия через океан невежества. Они думают лишь о благе падших душ, которые из-за привязанности к призрачным материальным наслаждениям забыли о своих вечных отношениях с Богом.
Святые мудрецы должны нести знание падшим обусловленным душам, а домохозяева, в свою очередь, должны оказывать мудрецам радушный прием, подобно тому, как павлин радостно приветствует своим танцем появившиеся в небе тучи. Пожар тройственных страданий, сопутствующих жизни материалиста, можно погасить лишь дождем трансцендентного знания, который проливается из облака милости святых мудрецов; только они способны положить конец страданиям домохозяев.
Следующие материалы:

Текст 18

18. Различные травы и кустарники, совсем высохшие за апрель и май, вновь прорастают и распускаются, оживленные влагой, которую они корнями впитали из орошенной ливнями земли. Эти бесчисленные растения напоминают человека, достигшего какой-либо материальной цели: вначале, когда он, стремясь к этой цели, проходил через суровые испытания, он был похож на засохшее растение, но потом, обретя желаемое, он становится чрезмерно упитанным, ибо начинает наслаждаться жизнью.
В «Бхагавад-Гите» говорится, что, когда подходит к концу день Брахмы, проявленная вселенная разрушается, а когда заканчивается ночь Брахмы, вселенная создается вновь. Таким образом, материальный космос, периодически проявляющийся и исчезающий, вполне можно сравнить с лесными растениями, которые распускаются в сезон дождей, но потом высыхают, когда дожди прекращаются.

бхӯта-гра̄мах̣ са эва̄йам̇
бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате
ра̄трй-а̄гаме ’ваш́ах̣ па̄ртха
прабхаватй ахар-а̄гаме


«Каждый раз с наступлением дня Брахмы все существа появляются на свет, а с приходом ночи помимо своей воли уходят в небытие» (БГ 8.19).
Даже если травы и кустарники не заметны, их семена по-прежнему остаются в земле и прорастают, когда получают достаточно воды. Точно так же подобные семенам духовные искры, которые одержимы желанием господствовать над материальной природой, после разрушения вселенной погружаются в сон. Когда же вселенная возникает вновь, живые существа, спавшие в лоне материальной природы, выходят на свет и начинают наслаждаться, отчего становятся весьма упитанными.
Чтобы получить освобождение, человек должен до конца очиститься от неестественных желаний. Душа не может полностью подавить в себе желания (практика искусственного уничтожения желаний даже более опасна, чем сами желания), но она должна преобразить свои желания и направить их в духовное русло. Иначе эти же самые желания снова и снова будут проявляться в форме различных стремлений к материальному наслаждению, из-за чего душа всё время будет оставаться в рабстве обусловленной жизни.

Текст 19

19. Журавль стоит на берегу пруда, куда бурные потоки мутной воды наносят ил и гальку. Так домохозяин, излишне привязанный к своей семье, держится за семейную жизнь, хотя она приносит ему одни беспокойства.
Суетная жизнь домохозяина, подобная темному колодцу, губительна для обусловленной души. Таково мнение Махараджи Прахлады, прославленного преданного Господа. Те, кто осознал свою духовную природу, не рекомендуют человеку слишком привязываться к домашнему очагу. Поэтому, чтобы такой привязанности не возникало, жизнь человека должна быть разделена на определенные этапы.
Первый этап называется брахмачарья-ашрам — период детства и отрочества, когда будущий взрослый человек получает знание о высшей цели жизни. Следующий этап — грихастха-ашрам; в это время человек обучается тому, как войти в Трансцендентное. Затем идет ванапрастха-ашрам, стадия, предваряющая отречение от мира; и наконец, последний этап, через который рекомендуется пройти человеку, санньяса-ашрам — полное отречение от мира. Так, проходя через эти этапы, человек всё больше отдает себя духовной деятельности и в конечном счёте достигает высшей цели жизни — освобождения.
К несчастью, из-за недостатка духовного образования, люди не хотят отрекаться от семейной жизни, хотя она и полна неприятностей и беспокойств. Поэтому того, кто излишне привязан к жизни в трясине семейных проблем, сравнивают с журавлем, который в поисках наслаждений пришел на грязный берег пруда и стоит там, невзирая на все неудобства. Мы должны всегда помнить, что общение, дружба и любовь, которыми мы пытаемся наслаждаться в семье, — лишь отдаленное подобие истинных отношений, существующих в царстве Бога. В обусловленной материальной жизни нет ничего реального, и мы из-за своего невежества привязываемся к иллюзии. Сами по себе общение, дружба и любовь — не иллюзия, но место, где мы пытаемся их найти, иллюзорно. Нам необходимо отбросить иллюзию и повернуться лицом к реальности. Именно в этом должна быть цель человеческой жизни и именно таким должен быть итог духовного образования.
Но, к сожалению, людям недостаёт духовной культуры, и потому они, оставаясь материалистами, держатся за жизнь в иллюзии, хотя такая жизнь полна всевозможных неприятностей. Говорится, что человек должен оставить семью в возрасте пятидесяти лет. Но в нынешний век, когда повсюду царит невежество, люди преклонного возраста всячески пытаются омолодить свое тело, вставляя, например, искусственные зубы и делая вид, будто живут так, как жили в молодости. Эти люди не оставляют своих попыток даже на пороге смерти. А политики, сильно привязанные к престижу, положению и званиям, до последнего вздоха борются за переизбрание на различные посты. Таковы лишь некоторые из признаков нецивилизованной человеческой жизни.
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».