Свет Бхагаваты Текст 16
16. Ночью благодаря лунному свету можно видеть, как движутся облака. В это время кажется, что и сама луна плывет по небу. Подобно этому, кажется, что душа, которую по ошибке отождествляют с материей, пребывает в движении.
Когда ночью в сезон дождей по небу плывут облака, луна, которая озаряет их своим светом, тоже кажется плывущей в небе. Это называется иллюзией. Душа, или живое существо, является основой всей деятельности материального тела, но из-за влияния иллюзии она остаётся под покровом телесных оболочек, состоящих из тонкой и грубой материи. Находясь в таком положении, обусловленная душа отождествляет себя с материальным телом и потому поддается чувству ложного эго.
Под влиянием ложного эго душа принимает материальное тело за свое «Я», детей, произведенных на свет этим телом, она считает своими детьми, а землю, на которой тело родилось, объявляет достойной поклонения. Национализм — это ещё одно проявление невежества. Окутанное невежеством, живое существо отождествляет себя со страной, где родилось его тело, и начинает жить, следуя ошибочным идеям национализма. На самом же деле живое существо не принадлежит к той или иной нации и не относится к какому-либо виду жизни. Оно вообще не имеет никакого отношения к телу, как луна не имеет ничего общего с облаками, плывущими в небе.
Луна находится очень далеко от облаков и никогда не сходит со своей орбиты, но под влиянием иллюзии нам видится, будто луна плывет по небу. Душе не следует плыть по волнам иллюзии и ошибочно принимать это бренное тело за свое «Я», душа всегда должна сознавать себя трансцендентной по отношению к материальному телу. Таков путь знания. Обладая полным знанием, живое существо никогда не сойдет с пути духовной деятельности.
Душа по своей природе всегда активна. Под влиянием иллюзии она связывает себя с телом и потому действует неверно, но, когда душа обладает полным знанием и пребывает в освобожденном состоянии, её действия определяет духовное настроение преданности. Обрести освобождение отнюдь не означает прекратить всякую деятельность; освобожденная душа перестает совершать действия, диктуемые иллюзией, и начинает сознавать себя трансцендентной по отношению к грубому и тонкому материальному телу.
Следующие материалы:
Текст 17
17. Когда появляются в небе тучи, павлин начинает восторженно танцевать, словно искренняя душа, которая ликует, увидев на пороге своего дома святого мудреца.
Обязанность святых мудрецов — ходить от двери к двери и просвещать домохозяев, давая им духовное знание. Семейная жизнь подобна темному колодцу - живущие в нём лягушки никогда не видят бескрайнего голубого неба. Темный колодец семейной жизни убивает душу. Поэтому человек должен выйти из него, чтобы обрести духовное зрение и увидеть свет духовного мира. Святые мудрецы милостиво пытаются вытащить падшие души из темного колодца семейной жизни, и потому просвещенный домохозяин всегда рад появлению в своем доме таких мудрецов. Ум домохозяина, обусловленной души, всё время обеспокоен страданиями трёх видов, сопутствующими материальной жизни. Каждый стремится обрести счастье в семье, но законы природы не позволяют человеку стать счастливым в материальном мире, где жизнь очень напоминает внезапно вспыхнувший в лесу пожар.
Как уже говорилось, в век Кали большинство людей безразличны к духовному знанию, и потому никто уже не радуется появлению в своем доме мудреца или святого. Но несмотря на это, святые мудрецы всё же идут на риск и несут людям послание Всевышнего. Господь Иисус Христос, Тхакур Харидас, Господь Нитьянанда Прабху и другие великие святые рисковали жизнью, чтобы донести до всех слова Господа и дать людям духовное знание. Именно так поступают святые, осознавшие себя души. Они не дают обета молчания, который приносит лишь дешевую славу и почитание со стороны невежественной толпы. Господь удовлетворён лишь тогда, когда Его преданные идут на любой риск, стремясь распространить повсюду славу Всевышнего. Такие преданные не боятся опасного путешествия через океан невежества. Они думают лишь о благе падших душ, которые из-за привязанности к призрачным материальным наслаждениям забыли о своих вечных отношениях с Богом.
Святые мудрецы должны нести знание падшим обусловленным душам, а домохозяева, в свою очередь, должны оказывать мудрецам радушный прием, подобно тому, как павлин радостно приветствует своим танцем появившиеся в небе тучи. Пожар тройственных страданий, сопутствующих жизни материалиста, можно погасить лишь дождем трансцендентного знания, который проливается из облака милости святых мудрецов; только они способны положить конец страданиям домохозяев.
Текст 18
18. Различные травы и кустарники, совсем высохшие за апрель и май, вновь прорастают и распускаются, оживленные влагой, которую они корнями впитали из орошенной ливнями земли. Эти бесчисленные растения напоминают человека, достигшего какой-либо материальной цели: вначале, когда он, стремясь к этой цели, проходил через суровые испытания, он был похож на засохшее растение, но потом, обретя желаемое, он становится чрезмерно упитанным, ибо начинает наслаждаться жизнью.
В «Бхагавад-Гите» говорится, что, когда подходит к концу день Брахмы, проявленная вселенная разрушается, а когда заканчивается ночь Брахмы, вселенная создается вновь. Таким образом, материальный космос, периодически проявляющийся и исчезающий, вполне можно сравнить с лесными растениями, которые распускаются в сезон дождей, но потом высыхают, когда дожди прекращаются.
бхӯта-гра̄мах̣ са эва̄йам̇
бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате
ра̄трй-а̄гаме ’ваш́ах̣ па̄ртха
прабхаватй ахар-а̄гаме
«Каждый раз с наступлением дня Брахмы все существа появляются на свет, а с приходом ночи помимо своей воли уходят в небытие» (БГ 8.19).
бхӯта-гра̄мах̣ са эва̄йам̇
бхӯтва̄ бхӯтва̄ пралӣйате
ра̄трй-а̄гаме ’ваш́ах̣ па̄ртха
прабхаватй ахар-а̄гаме
«Каждый раз с наступлением дня Брахмы все существа появляются на свет, а с приходом ночи помимо своей воли уходят в небытие» (БГ 8.19).
Даже если травы и кустарники не заметны, их семена по-прежнему остаются в земле и прорастают, когда получают достаточно воды. Точно так же подобные семенам духовные искры, которые одержимы желанием господствовать над материальной природой, после разрушения вселенной погружаются в сон. Когда же вселенная возникает вновь, живые существа, спавшие в лоне материальной природы, выходят на свет и начинают наслаждаться, отчего становятся весьма упитанными.
Чтобы получить освобождение, человек должен до конца очиститься от неестественных желаний. Душа не может полностью подавить в себе желания (практика искусственного уничтожения желаний даже более опасна, чем сами желания), но она должна преобразить свои желания и направить их в духовное русло. Иначе эти же самые желания снова и снова будут проявляться в форме различных стремлений к материальному наслаждению, из-за чего душа всё время будет оставаться в рабстве обусловленной жизни.