16 px

Свет Бхагаваты Текст 1

1. Тучи, сопровождаемые раскатами грома и вспышками молнии, появляются на небе как символ животворной надежды. Покрытое темно-синими тучами небо кажется облаченным в некий чуждый ему наряд. А гром и молния — это проблески надежды на новую жизнь.
Бесконечно просторное ясное небо сравнивают с Абсолютной Истиной. Каждое живое существо — это истина, соотнесенная с тремя материальными гунами. Когда темно-синие тучи покрывают незначительную часть бескрайнего неба, это можно сравнить с тем, как невежество покрывает живое существо, и оно забывает о своей подлинной природе. Живое существо так же чисто, как безоблачное небо. Однако оно стремится наслаждаться материальным миром, поэтому его покрывает облако невежества. Под влиянием невежества, называемого также тамасом, живое существо считает себя отличным от Высшего Целого и забывает о том, что оно чисто, как ясное небо. Из такого забвения рождается ложное эго с присущим ему индивидуализмом. Тогда окутанные невежеством живые существа, вместе или по отдельности, начинают произносить слова, которые звучат, как раскаты грома: «Я — это», «Я — то», «Это — наше» или «Это — мое». Подобный эгоизм называется раджасом — он даёт начало созидательной силе, необходимой для господства над гуной невежества. Вспышка молнии — это вселяющий надежду проблеск, который может вывести душу на путь знания, и потому молния здесь сравнивается с саттва-гуной, или благостью.
Бескрайнее небо, которое сравнивается с вездесущей Абсолютной Истиной (Брахма́ном), неотлично от той своей части, что покрыта тучами, но при этом все-таки небо и его часть — не одно и то же. Тучи, сопровождаемые громом и молнией, не могут полностью покрыть безграничное небо. Точно так же Абсолютная Истина одновременно и едина с проявленным живым существом, и отлична от него. Живое существо — всего лишь часть Абсолютной Истины, поэтому при определенных обстоятельствах оно может оказаться под покровом невежества.
Есть два типа философов: монисты и дуалисты. По мнению монистов, Абсолютная Истина и живое существо едины, а дуалисты считают, что душа и Абсолют отличны друг от друга. Помимо этих двух взглядов на Истину, существует ещё одно философское учение, которое называется ачинтья-бхедабхеда-таттва — учение об одновременном единстве и отличии. Это учение раскрыл Господь Шри Чайтанья Махапрабху, когда объяснял «Веданта-сутру». Сама «Веданта» — это только средство выражения философской мысли, и потому она не может принадлежать какой-либо одной категории философов. Любого, кто искренне пытается постичь Абсолютную Истину, называют ведантистом. Веда означает знание. Тот или иной раздел знания может быть частью ведической науки, а веданта — это окончательный вывод на основе всех видов знания. И поскольку философию называют наукой наук, «Веданта» является вершиной всей философии.
Следующие материалы:

Текст 2

2. Палящие лучи солнца испаряют воды морей, рек, озер и прудов, и наступает засуха. Измученные жаждой, люди то и дело поглядывают в небо, надеясь на дождь, но увы — их ожидания напрасны. И всё же в положенный срок потоки дождя обрушиваются на землю, проливаясь повсюду — даже на бесплодные камни, — и тогда начинается наводнение.
Государство возлагает на плечи своих граждан тяжкое бремя различных налогов: подоходный и годовой налог, налог с оборота, налог на землю, акцизный сбор, таможенную пошлину и много других. Позже, когда собранные деньги составляют достаточно большую сумму, их так или иначе используют на благо граждан. Но нередко случается, что, подобно тому, как дождь поливает бесплодный камень, распределяемые деньги попадают к человеку, неспособному правильно ими распоряжаться, и он тратит их лишь на чувственные удовольствия.
Простые люди считают, что неравномерно выпадающие дожди — не случайность: это природа гневается на нас за наши грехи. И в этом есть доля истины. К примеру, чтобы собранные государством налоги распределялись справедливо, его граждане должны быть предельно честны и добродетельны. Они должны исправно платить государству налоги и иметь честных представителей, которые следили бы за распределением уплаченных денег. В современных демократических государствах людям жаловаться не на кого, потому что всеми делами в стране управляют они сами. Если люди нечестны, то и правительство их непременно будет коррумпированным. Той или иной системе правления можно давать самые красивые и замысловатые названия, но, если сами жители страны лишены хороших качеств, у них не может быть достойного правительства, какая бы партия ни стояла у власти. Поэтому, чтобы государством правили достойные лидеры, способные справедливо распределять материальные блага, прежде всего у самих граждан должен быть высокий уровень сознания.
В древности цари специально обучались искусству политики у совершенных учителей, а подданных во всех городах и деревнях учили основам самоосознания в соответствии с наставлениями Вед, которые касались как материального, так и духовного развития общества. Поэтому в те времена все люди помнили о Боге и были честны в отношениях друг с другом, а цари чувствовали ответственность за благополучие своих граждан. Примерно тот же принцип ответственности действует и в современных демократических государствах: партию, не способную править как следует, народ отстраняет от власти, и на её место избирают ту, которая может править лучше. Вселенной правит одна партия — партия слуг Бога. Это божества, которые повелевают различными планетами и следят за исполнением законов вселенной, установленных Верховным Господом. Люди же страдают из-за недостатка разума.
Где же им взять разум? В «Бхагавад-Гите» (3.14) говорится, что люди должны совершать ягью — жертвоприношение, доставляющее удовольствие Всевышнему:

анна̄д бхаванти бхӯта̄ни
парджанйа̄д анна-самбхавах̣
йаджн̃а̄д бхавати парджанйо
йаджн̃ах̣ карма-самудбхавах̣


«Все существа питаются зерном, которое растёт благодаря дождям. Дожди идут, когда люди совершают ягью, а ягья начинается с исполнения предписанного долга». Господь пронизывает Собой всё. И чтобы удовлетворить вездесущую Абсолютную Истину, люди должны научиться совершать ягью. Для разных эпох предписываются различные ягьи, и для нынешнего века железной индустрии тоже существует ягья, которая просветляет умы людей и пробуждает в них сознание Бога. Она называется санкиртана-ягьей и заключается в том, чтобы призывать всех возродить свое духовное сознание. Присоединившись к этому Движению, то есть участвуя в духовном пении, танцах и празднествах, люди естественным образом становятся законопослушными и честными.
Послушание — основа порядка. Люди пренебрегли законами Бога, поэтому ни дожди, ни богатства не распределяются равномерно. Непокорный человек не может иметь хороших качеств. Когда непокорные лидеры пытаются править непокорными подданными, весь процесс управления принимает извращенный вид и становится очень опасным; именно так происходит, когда один слепой ведет за собой других слепых. Стало быть, средства, полученные от сбора налогов, нужно тратить на то, чтобы развивать в людях добродетельные качества. Тогда все в стране будут счастливы.

Текст 3

3. Влекомые зарядами электричества в небе и гонимые могучими ветрами, тучи сгущаются над землей и, проливая дожди, щедро дарят людям воду, без которой человеку не выжить. Точно так же проливает Свою милость Господь, неизменно благосклонный к несчастной обусловленной душе.
Мы должны всегда помнить, что Господь по отношению к нам неизменно добр. Даже несмотря на то, что мы грубо нарушаем установленные Им законы природы, Господь по-прежнему милостиво снабжает нас всем необходимым. Вода чрезвычайно важна для нашей жизни, поскольку без нее невозможно ни вырастить зерно, ни утолить жажду. Огромные её количества нужны и для многих других целей. Поэтому Господь на три четверти покрыл нашу планету водой и, чтобы сохранить воду, сделал её соленой. Соленая вода никогда не портится, и это устроено высшей властью. По воле Господа солнце испаряет с земли воду, делая её пресной, собирает в облака и потом скапливает на вершинах гор, подобно тому, как люди наполняют водой сосуды, чтобы позже использовать её для разных нужд. Часть испаренной солнцем воды превращается в лед (иначе вода затопила бы землю, причинив всем немало вреда), а затем в течение года этот лед понемногу тает, и талая вода образует большие реки, которые стекают обратно в хранилище океанов и морей.
Так что установленные Господом законы природы вовсе не слепы и не случайны, как об этом заявляют люди со скудным запасом знаний. За каждым из этих законов стоит разум Бога, в точности как за каждым законом государства стоит разум законодателя. И неважно, видим мы законодателя или нет: раз есть закон, значит, существует и тот, кто его издал. Материя никогда не может действовать сама по себе, без вмешательства живой силы, поэтому мы должны признать существование Бога — Высшей Личности, стоящей за всеми законами природы. В «Бхагавад-Гите» Господь говорит, что природа действует под Его надзором:

майа̄дхйакшен̣а пракр̣тих̣
сӯйате са-чара̄чарам
хетуна̄нена каунтейа
джагад випаривартате


«О, сын Кунти, эта материальная природа, будучи одной из Моих энергий, действует под Моим надзором и производит на свет все движущиеся и неподвижные существа. По её законам эта вселенная творится и уничтожается вновь и вновь» (БГ 9.10). Природа — это только энергия, а за всякой энергией должен стоять источник и чей-то разум; так, электричество, например, исходит от электростанции, а ею, в свою очередь, управляет находящийся там инженер. Материальная природа действует не слепо, напротив, благодаря надзору всемогущего Бога всё здесь происходит самым совершенным образом. То же утверждается и в гимнах «Атхарва-веды». Все законы природы действуют лишь потому, что ими управляет Верховный Господь.
Во время засухи, когда люди остро нуждаются в воде, Господь являет им Свою милость, посылая на иссохшую землю дожди. Он делает это тогда, когда люди от жажды уже находятся на краю гибели. Несомненно, Господь очень милостив, но Он одаривает нас Своей милостью именно в тот момент, когда мы нуждаемся в ней больше всего. Он поступает так потому, что мы обычно, получив милость Бога, сразу же забываем о Нём. Значит, если мы хотим избежать страданий, мы всегда должны помнить о Боге и о Его милости. Но, как бы мы ни забыли о Боге, между Ним и нами существует вечная связь. В «Бхагавад-Гите» говорится, что законы природы столь суровы потому, что действуют, подчиняясь трём материальным гунам. Тот же, кто вручает себя Господу, с легкостью выходит из-под власти этих неумолимых законов. Господь говорит в «Бхагавад-Гите» (7.14):

даивӣ хй эша̄ гун̣а-майӣ
мама ма̄йа̄ дуратйайа̄
ма̄м эва йе прападйанте
ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те


«Трудно преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трёх гун материальной природы. Но те, кто вручил себя Мне, могут без труда выйти из-под её власти».
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».