Текст 245

প্রভু কহে, — “কোন্ বিদ্যা বিদ্যা-মধ্যে সার?”
রায় কহে, — “কৃষ্ণভক্তি বিনা বিদ্যা নাহি আর ॥” ২৪৫ ॥
прабху кахе, — “кон видйа̄ видйа̄-мадхйе са̄ра?”
ра̄йа кахе, — “кр̣шн̣а-бхакти вина̄ видйа̄ на̄хи а̄ра”
прабху — Господь спрашивает; кон — какое; видйа̄ — знание; видйа̄ — среди видов знания; са̄ра — важнейшее; ра̄йа — Рамананда Рай отвечает; кр̣шн̣а — преданного служения Кришне; вина̄ — <&> кроме; видйа̄ — образования; на̄хи — нет; а̄ра — другого.

Перевод:

Однажды Господь спросил: «Какой из всех видов образования самый важный?»

Комментарий:


Рамананда Рай ответил: «Нет образования более важного, чем понимание науки о трансцендентном преданном служении Кришне».
Стихи с 245-го по 257-й представляют собой вопросы и ответы, которыми обменивались Шри Чайтанья Махапрабху и Рамананда Рай. В этой беседе они постарались показать разницу между материальным бытием и духовным. Познания в науке о Кришне всегда духовны и являются лучшим из всех видов образования. Мирское образование нацелено на то, чтобы получить как можно больше возможностей для материальных чувственных наслаждений. Выше чувственного удовлетворения стоит еще одна, основанная на отрицании, разновидность знания, которая называется брахма-видьей, или трансцендентным знанием о безличном Абсолюте. Однако выше брахма-видьи, знания о безличном Брахмане, стоит знание о преданном служении Верховному Господу, Вишну. Это знание выше. Однако еще выше — знание о преданном служении Господу Кришне, представляющее собой высшую форму образования. В «Шримад-Бхагаватам» (4.29.49) сказано: тат карма хари-тошам̇ йат са̄ видйа̄ тан-матир йайа̄ — «Наилучшая деятельность — это деятельность ради удовлетворения Верховного Господа, а наилучшее образование — это образование, способствующее развитию сознания Кришны».
Кроме того, в «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23 – 24) говорится:
ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣
смаран̣ам̇ па̄да-севанам
арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам
сакхйам а̄тма-ниведанам
ити пум̇са̄рпита̄ вишн̣ау
бхактиш́ чен нава-лакшан̣а̄
крийета бхагаватй аддха̄
тан манйе ’дхӣтам уттамам
Этими словами Махараджа Прахлада ответил на вопрос своего отца: «Слушать трансцендентное святое имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя посвятить служению Господу — таковы разные формы преданного служения. Тот, кто служит Кришне таким образом, — самый образованный человек, ибо он обрел высшее совершенство».
Следующие материалы:

Текст 246

‘কীর্তিগণংমধ্যে জীবের কোন্ বড় কীর্তি?’
‘কৃষ্ণভক্ত বলিয়া যাঁহার হয় খ্যাতি ॥’ ২৪৬ ॥
‘кӣрти-ган̣а-мадхйе джӣвера кон бад̣а кӣрти?’
‘кр̣шн̣а-бхакта балийа̄ йа̄н̇ха̄ра хайа кхйа̄ти’
кӣрти — среди разновидностей славы; джӣвера — живого существа; кон — какая; бад̣а — наивысшая; кӣрти — слава; кр̣шн̣а — преданный Господа Кришны; балийа̄ — как; йа̄н̇ха̄ра — которого; хайа — есть; кхйа̄ти — репутация.

Перевод:

Тогда Шри Чайтанья Махапрабху спросил Рамананду Рая: «Какая из всех разновидностей славы является самой лучшей?».

Комментарий:

Рамананда Рай ответил: «Тот, кто знаменит как преданный Господа Кришны, стяжал самую большую славу».
Самая лучшая репутация, которую только может заслужить живое существо, — это репутация преданного Кришны, то есть того, кто действует в сознании Кришны. В материальном мире каждый ищет славы и потому накапливает деньги на банковском счету и другие материальные богатства. Карми постоянно соревнуются друг с другом в богатстве. Этот дух соперничества является главной движущей силой мира. Однако добытая таким образом слава недолговечна — она живет лишь до тех пор, пока живо материальное тело. Кто-то может прославиться как брахма-гьяни, ученый-имперсоналист, или же как обладатель больших материальных богатств. Но и в том и в другом случае такая слава не идет ни в какое сравнение со славой преданного Кришны. В «Гаруда-пуране» сказано:
калау бха̄гаватам̇ на̄ма
дурлабхам̇ наива лабхйате
брахма-рудра-падоткр̣шт̣ам̇
гурун̣а̄ катхитам̇ мама
«В век Кали обладать славой великого преданного — большая редкость. В то же время положение преданного намного превосходит даже положение таких великих полубогов, как Брахма и Махадева. Это мнение разделяют все духовные учители».
В «Итихаса-самуччае» Нарада говорит Пундарике:
джанма̄нтара-сахасрешу
йасйа сйа̄д буддхир ӣдр̣ш́ӣ
да̄со ’хам̇ ва̄судевасйа
сарва̄л лока̄н самуддхарет
«Когда после множества рождений человек осозна́ет свое вечное положение слуги Ва̄судевы, он сможет освободить все миры».
В «Ади-пуране», в беседе Кришны и Арджуны, есть такие слова: бхакта̄на̄м анугаччханти муктайах̣ ш́рутибхих̣ саха — «Самого высокого положения, то есть освобождения, достигает тот, кто обладает знанием Вед. Примеру такого преданного следуют все». А в «Брихан-нарадия-пуране» говорится: адйа̄пи ча муни-ш́решт̣ха̄ брахма̄дйа̄ апи девата̄х̣ — «Даже таким великим полубогам, как Брахма и Господь Шива, неведомо могущество чистого преданного». Похожее утверждение есть в «Гаруда-пуране»:
бра̄хман̣а̄на̄м̇ сахасребхйах̣ сатра-йа̄джӣ виш́ишйате
сатра-йа̄джӣ-сахасребхйах̣ сарва-веда̄нта-па̄рагах̣
сарва-веда̄нта-вит-кот̣йа̄ вишн̣у-бхакто виш́ишйате
ваишн̣ава̄на̄м̇ сахасребхйа эка̄нтй эко виш́ишйате
«Один из тысяч брахманов действительно умеет проводить жертвоприношения, а из многих тысяч таких сведущих брахманов, возможно, найдется один, который превзошел знание Вед. Из всех брахманов он считается самым лучшим. Однако среди тысяч брахманов, превзошедших ведическое знание, может быть, найдется один вишну-бхакта. Его слава затмевает славу всех остальных. Из многих тысяч таких вайшнавов самым прославленным является вайшнав, полностью утвердившийся в служении Господу Кришне. Воистину, тот, кто целиком посвятил себя служению Господу, обязательно вернется домой к Богу».
В «Шримад-Бхагаватам» (3.13.4) есть также такие слова:
ш́рутасйа пум̇са̄м̇ сучира-ш́рамасйа
нанв ан̃джаса̄ сӯрибхир ӣд̣ито ’ртхах̣
тат-тад-гун̣а̄нуш́раван̣ам̇ мукунда-
па̄да̄равиндам̇ хр̣дайешу йеша̄м
«Человек, который с большим усердием изучал Веды и достиг в этом успеха, безусловно, славится среди людей. Однако еще более высокое положение занимает тот, кто непрестанно слушает о величии лотосных стоп Мукунды, пребывающего в его сердце, и возносит им хвалу».
В «Нараяна-вьюха-ставе» сказано:
на̄хам̇ брахма̄пи бхӯйа̄сам̇
твад-бхакти-рахито харе
твайи бхактас ту кӣт̣о ’пи
бхӯйа̄сам̇ джанма-джанмасу
«Я не хочу стать даже Брахмой, если этот Брахма не предан Господу. Я буду доволен, родившись просто насекомым, лишь бы мне было позволено жить в доме преданного».
В «Шримад-Бхагаватам» есть много похожих стихов, например 3.25.38, 4.24.29, 4.31.22, 7.9.24 и 10.14.30.
Сам Господь Шива сказал: «Мне неведома истинная природа Кришны, однако преданные Господа Кришны знают ее в совершенстве. А из всех преданных Господа Кришны Прахлада — величайший».
Считается, что выше, чем Прахлада, стоят Пандавы. Их превосходят члены рода Яду, занимающие еще более высокое положение. Лучшим из рода Яду является Уддхава, а выше Уддхавы — девушки Враджа-дхамы, гопи.
В «Брихад-вамана-пуране» Господь Брахма говорит Бхригу:
шашт̣и-варша-сахасра̄н̣и
майа̄ таптам̇ тапах̣ пура̄
нанда-гопа-враджа-стрӣн̣а̄м̇
па̄да-рен̣ӯпалабдхайе
«Я шестьдесят тысяч лет предавался медитации и аскезе, только чтобы постичь тайну пыли с лотосных стоп гопи, но мои попытки так и не увенчались успехом. Что говорить обо мне, если даже Господь Шива, Господь Шеша и богиня процветания, Лакшми, не смогли постичь эту тайну?».
В «Ади-пуране» Верховный Господь Сам говорит:
на татха̄ ме прийатамо
брахма̄ рудраш́ ча па̄ртхива
на ча лакшмӣр на ча̄тма̄ ча
йатха̄ гопӣ-джано мама
«Никто не дорог Мне так, как гопи, — ни Господь Брахма, ни Господь Шива, ни богиня процветания, ни даже Я Сам». Из всех гопи лучшая — Шримати Радхарани. Самыми возвышенными слугами Шримати Радхарани и Господа Шри Чайтаньи Махапрабху являются Рупа Госвами и Санатана Госвами. Тех, кто верно служит им, называют рупанугами. В «Чайтанья-чандрамрите» (26) о Шриле Рупе Госвами говорится следующее:
а̄ста̄м̇ ваира̄гйа-кот̣ир бхавату ш́ама-дама-кша̄нти-маитрй-а̄ди-кот̣ис
таттва̄нудхйа̄на-кот̣ир бхавату бхавату ва̄ ваишн̣авӣ бхакти-кот̣их̣
кот̣й-ам̇ш́о ’пй асйа на сйа̄т тад апи гун̣а-ган̣о йах̣ сватах̣-сиддха а̄сте
ш́рӣмач-чаитанйачандра-прийа-чаран̣а-накха-джйотир а̄мода-бха̄джа̄м
Качества того, кто служит Господу Шри Чайтанье Махапрабху (такие как слава, аскетичность и глубина познаний), нельзя ставить в один ряд с хорошими качествами других людей. Таков совершенный уровень преданного, всегда поглощенного служением Шри Чайтанье Махапрабху.

Текст 247

‘সম্পত্তির মধ্যে জীবের কোন্ সম্পত্তি গণি?’
‘রাধাকৃষ্ণে প্রেম যাঁর, সেই বড় ধনী ॥’ ২৪৭ ॥
‘сампаттира мадхйе джӣвера кон сампатти ган̣и?’
‘ра̄дха̄-кр̣шн̣е према йа̄н̇ра, сеи бад̣а дханӣ’
сампаттира — богатств; мадхйе — среди; джӣвера — живых существ; кон — какое; сампатти — богатством; ган̣и — считаем; ра̄дха̄ — Шримати Радхарани и Кришне; према — любовное служение; йа̄н̇ра — у которого; сеи — он; бад̣а — величайший; дханӣ — богач.

Перевод:

Шри Чайтанья Махапрабху спросил: «Кто из всех богатых людей, обладающих несметными сокровищами, самый богатый?»

Комментарий:

Рамананда Рай ответил: «Самый богатый человек в мире тот, кто обладает сокровищем любви к Радхе и Кришне».
В материальном мире каждый пытается разбогатеть, чтобы удовлетворять собственные чувства. По сути, единственное, что интересует всех, — это как накопить материальные ценности и сохранить их. Богатых обычно считают самыми важными людьми в этом мире, но если сравнить обладателя материальных богатств и обладателя сокровища преданного служения Радхе и Кришне, то станет очевидно, что преданный гораздо более богат. В «Шримад-Бхагаватам» (10.39.2) говорится:
ким алабхйам̇ бхагавати
прасанне ш́рӣ-никетане
татха̄пи тат-пара̄ ра̄джан
на хи ва̄н̃чханти кин̃чана
«Разве есть что-то невозможное для преданных Господа Кришны, покровителя богини процветания? Хотя преданные могут получить все что угодно, они, о царь, ничего не желают».