Текст 63

শূদ্র বিষয়ি-জ্ঞানে উপেক্ষা না করিবে ।
আমার বচনে তাঁরে অবশ্য মিলিবে ॥ ৬৩ ॥
ш́ӯдра вишайи-джн̃а̄не упекша̄ на̄ карибе
а̄ма̄ра вачане та̄н̇ре аваш́йа милибе
ш́ӯдра — представитель четвертого сословия; вишайи — с точки зрения мирского человека; упекша̄ — пренебрежение; на̄ — <&> не проявляй; а̄ма̄ра — моей; вачане — по просьбе; та̄н̇ре — с ним; аваш́йа — обязательно; милибе — повидайся.

Перевод:

«Пожалуйста, не относись к нему с пренебрежением, думая, что он принадлежит к сословию шудр и поглощен мирской деятельностью. Я прошу Тебя обязательно встретиться с ним».

Комментарий:

В варнашрама-дхарме шудры причисляются к четвертому сословию. Паричарйа̄тмакам̇ карма ш́ӯдрасйа̄пи свабха̄ва-джам (Б.-г., 18.44). Обязанность шудр заключается в служении трем высшим сословиям — брахманам, кшатриям и вайшьям. Шри Рамананда Рай принадлежал к касте каран, что соответствует касте каястх в Бенгалии. Повсюду в Индии представители этой касты считаются шудрами. Известно, что бенгальские каястхи первоначально состояли на службе у брахманов, пришедших в Бенгалию из Северной Индии. Позже каястхами в Бенгалии стали называть касту чиновников. В наши дни каястхами именуют себя многие представители смешанных каст. В Бенгалии даже бытует мнение, что каястха — это тот, кто не может доказать свою принадлежность к какой-либо другой касте. Хотя каястхи, или караны, считаются шудрами, они очень умны и высокообразованны. Большинство из них — люди интеллектуального труда, например юристы и политики. Вот почему в Бенгалии каястх иногда относят к кшатриям. Однако в Ориссе каястхи, к которым относятся и караны, считаются шудрами. Шрила Рамананда Рай был караной, поэтому его причисляли к шудрам. Он состоял на службе у Махараджи Пратапарудры, правителя Ориссы, и был губернатором Южной Индии. Таким образом, Сарвабхаума Бхаттачарья дал Господу Чайтанье Махапрабху понять, что Рамананда Рай, хотя и принадлежал к сословию шудр, был очень влиятельным правительственным чиновником. Что касается духовного развития, то материалисты, политики и шудры обычно не обладают необходимыми для этого качествами. Поэтому Сарвабхаума Бхаттачарья попросил Господа Чайтанью Махапрабху не относиться к Рамананде Раю с пренебрежением, ведь тот находился на очень высоком духовном уровне, хотя и был по происхождению шудрой и занимался мирской деятельностью.
Вишайи привязан к семейной жизни, и его интересуют только жена, дети и материальные чувственные наслаждения. Чувства человека могут быть поглощены либо мирскими удовольствиями, либо служением Господу. Те, кто не служит Господу и занимается лишь удовлетворением собственных чувств, именуются вишайи. Шрила Рамананда Рай состоял на государственной службе и принадлежал к касте каран. Он не был санньяси и не носил шафрановые одежды, но при этом находился на трансцендентном уровне семьянина-парамахамсы. До того как стать учеником Чайтаньи Махапрабху, Сарвабхаума Бхаттачарья считал Рамананду Рая обычным вишайи, поскольку тот был семьянином и государственным служащим. Но когда Бхаттачарье открылся истинный смысл вайшнавской философии, он понял, какое возвышенное трансцендентное положение занимает Шри Рамананда Рай. Вот почему в данном стихе он называет его адхикари. Адхикари — этот тот, кто понял трансцендентную науку о Кришне и посвятил себя служению Ему. Поэтому всех грихастх-преданных называют даса адхикари.
Следующие материалы:

Текст 64

তোমার সঙ্গের যোগ্য তেঁহো এক জন ।
পৃথিবীতে রসিক ভক্ত নাহি তাঁর সম ॥ ৬৪ ॥
тома̄ра сан̇гера йогйа тен̇хо эка джана
пр̣тхивӣте расика бхакта на̄хи та̄н̇ра сама
тома̄ра — Твоего; сан̇гера — общества; йогйа — достойный; тен̇хо — он (Рамананда Рай); эка — один; джана — человек; пр̣тхивӣте — на земле; расика — сведущего в трансцендентных взаимоотношениях; бхакта — <&> преданного; на̄хи — нет; та̄н̇ра — ему подобного.

Перевод:

Сарвабхаума Бхаттачарья продолжил: «Рамананда Рай достоин Твоего общества. В знании трансцендентных взаимоотношений с ним не сравнится ни один преданный».

Комментарий:

[]

Текст 65

পাণ্ডিত্য আর ভক্তিরস, — দুঁহের তেঁহো সীমা ।
সম্ভাষিলে জানিবে তুমি তাঁহার মহিমা ॥ ৬৫ ॥
па̄н̣д̣итйа а̄ра бхакти-раса, — дун̇хера тен̇хо сӣма̄
самбха̄шиле джа̄нибе туми та̄н̇ха̄ра махима̄
па̄н̣д̣итйа — образованность; а̄ра — и; бхакти — знание науки о взаимоотношениях в преданном служении; дун̇хера — и того и другого; тен̇хо — он; сӣма̄ — предел; самбха̄шиле — в беседе (с ним); джа̄нибе — <&> узнаешь; туми — Ты; та̄н̇ха̄ра — его; махима̄ — величие.

Перевод:

«Рамананда Рай высокообразован и сведущ в науке бхакти-расы. Он очень возвышен духом, и если Ты побеседуешь с ним, то увидишь его величие».

Комментарий:

[]