Текст 78

‘ভট্টাচার্য তুমি ইঁহার না জান মহিমা ।
ভগবত্তা-লক্ষণের ইঁহাতেই সীমা ॥ ৭৮ ॥
‘бхат̣т̣а̄ча̄рйа’ туми ин̇ха̄ра на̄ джа̄на махима̄
бхагаватта̄-лакшан̣ера ин̇ха̄теи сӣма̄
бхат̣т̣а̄ча̄рйа — дорогой Бхаттачарья; туми — ты; ин̇ха̄ра — Его (Господа Чайтаньи Махапрабху); на̄ — не; джа̄на — ведаешь; махима̄ — величия; бхагаватта̄ — того, что Он Верховная Личность Бога; лакшан̣ера — признаков; ин̇ха̄теи — в Нем; сӣма̄ — наивысший предел.

Перевод:

«Дорогой Бхаттачарья, тебе неведомо величие Господа Чайтаньи Махапрабху. Все признаки Верховной Личности Бога нашли в Нем наивысшее проявление».

Комментарий:

Поскольку Бхаттачарья был имперсоналистом, его понимание Абсолютной Истины не выходило за рамки сияния безличного Брахмана. Однако Гопинатха Ачарья объяснил ему, что Чайтанья Махапрабху — это Верховная Личность Бога. Те, кто познал Абсолютную Истину, знают о трех Ее аспектах. Это объясняется в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11):
ваданти тат таттва-видас
таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам
брахмети парама̄тмети
бхагава̄н ити ш́абдйате
«Познавшие свободную от двойственности Абсолютную Истину обладают ясным пониманием того, что такое Брахман, что такое Параматма и что такое Верховная Личность Бога». Верховного Господа называют шад̣-аиш́варйа-пӯрн̣а, исполненным шести достояний. Гопинатха Ачарья подчеркнул, что Шри Чайтанья Махапрабху в полной мере обладает всеми этими достояниями.
Следующие материалы:

Текст 79

তাহাতে বিখ্যাত ইঁহো পরম-ঈশ্বর ।
অজ্ঞ-স্থানে কিছু নহে বিজ্ঞের গোচর ॥’ ৭৯ ॥
та̄ха̄те викхйа̄та ин̇хо парама-ӣш́вара
аджн̃а-стха̄не кичху нахе виджн̃ера гочара’
та̄ха̄те — поэтому; викхйа̄та — известен; ин̇хо — Он (Шри Чайтанья Махапрабху); парама — (как) Верховный Господь; аджн̃а — перед невежественным; кичху — какого либо; нахе — нет; виджн̃ера — сведущего (человека); гочара — сообщения.

Перевод:

Гопинатха Ачарья продолжал: «О Шри Чайтанья Махапрабху говорят, что Он Сам Верховный Господь. Тем, кто не знает этого, трудно понять заключения сведущих людей».

Комментарий:

[]

Текст 80

শিষ্যগণ কহে, — ‘ঈশ্বর কহ কোন্ প্রমাণে ।’
আচার্য কহে, — ‘বিজ্ঞমত ঈশ্বর-লক্ষণে ॥’ ৮০ ॥
ш́ишйа-ган̣а кахе, — ‘ӣш́вара каха кон прама̄н̣е’
а̄ча̄рйа кахе, — ‘виджн̃а-мата ӣш́вара-лакшан̣е’
ш́ишйа — ученики Сарвабхаумы Бхаттачарьи говорят; ӣш́вара — говоришь «Верховная Личность Бога»; кон — на каком основании; а̄ча̄рйа — Гопинатха Ачарья отвечает; виджн̃а — мнение признанных ачарьев.

Перевод:

Ученики Сарвабхаумы Бхаттачарьи возразили: «Чем ты можешь доказать, что Шри Чайтанья Махапрабху — Верховный Господь?»

Комментарий:


Гопинатха Ачарья ответил: «Доказательство тому — слова признанных ачарьев, познавших Верховную Личность Бога».
Со времен Шри Чайтаньи Махапрабху Индия видела немало так называемых «воплощений Бога», которые без всяких доказательств претендовали на божественность. Пятьсот лет назад ученики Сарвабхаумы Бхаттачарьи, будучи просвещенными людьми, безусловно, поступили правильно, когда попросили Гопинатху Ачарью привести необходимые доказательства. Если кто-то называет себя или кого-то еще воплощением Бога или Самим Богом, то он должен подтвердить это цитатами из шастр. Поэтому требование учеников Бхаттачарьи было вполне справедливым. К сожалению, в наши дни стало модным провозглашать кого-нибудь Богом, не ссылаясь при этом на шастры. Однако разумный человек, прежде чем признать кого-либо Богом, должен потребовать доказательства. Когда ученики Сарвабхаумы Бхаттачарьи бросили Гопинатхе Ачарье вызов, он сразу же дал подобающий ответ: «Для того чтобы постичь Верховного Господа, необходимо прислушаться к мнению признанных авторитетов». Господа Кришну считают Верховной Личностью Бога признанные авторитеты, такие как Брахма, Нарада, Вьясадева, Асита и Арджуна. Они же признают Верховной Личностью Бога Шри Чайтанью Махапрабху, что объясняется ниже.