Текст 176

এইমতে কল্পিত ভাষ্যে শত দোষ দিল ।
ভট্টাচার্য পূর্বপক্ষ অপার করিল ॥ ১৭৬ ॥
эи-мате калпита бха̄шйе ш́ата доша дила
бхат̣т̣а̄ча̄рйа пӯрва-пакша апа̄ра карила
эи — таким образом; калпита — в надуманном; бха̄шйе — комментарии; ш́ата — сотни; доша — недостатков; дила — дал; бхат̣т̣а̄ча̄рйа — Сарвабхаума Бхаттачарья; пӯрва — контраргументы; апа̄ра — бесчисленно; карила — привел.

Перевод:

Так Чайтанья Махапрабху осудил «Шарирака-бхашью» Шанкарачарьи, показав, что она надуманна и грешит сотнями недостатков. Но Сарвабхаума Бхаттачарья, защищая Шанкарачарью, приводил все новые и новые контраргументы.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 177

বিতণ্ডা, ছল, নিগ্রহাদি অনেক উঠাইল ।
সব খণ্ডি’ প্রভু নিজ-মত সে স্থাপিল ॥ ১৭৭ ॥
витан̣д̣а̄, чхала, ниграха̄ди анека ут̣ха̄ила
саба кхан̣д̣и’ прабху ниджа-мата се стха̄пила
витан̣д̣а̄ — контраргументы; чхала — произвольное толкование; ниграха — оспаривание оппонента; анека — разные; ут̣ха̄ила — возвел; саба — всё; кхан̣д̣и’ — опровергнув; прабху — Шри Чайтанья Махапрабху; ниджа — Свою правоту; се — эту; стха̄пила — обосновал.

Перевод:

Бхаттачарья выдвигал всевозможные доводы, прибегал к извращенной логике и всячески пытался одержать верх в этом споре. Однако Шри Чайтанья Махапрабху опроверг все его аргументы и доказал собственную правоту.

Комментарий:

Термин витан̣д̣а̄ используется в том случае, если участник диспута не касается сути вопроса и не объясняет собственной точки зрения, а лишь пытается доказать ошибочность аргументов своего оппонента. Если же участник диспута, вместо того чтобы обратиться к буквальному значению слов, пытается отвлечь внимание оппонента их произвольным толкованием, это называется чхала. Термин ниграха также означает постоянное оспаривание аргументов противной стороны.

Текст 178

“ভগবান্ — ‘সম্বন্ধ’, ভক্তি — ‘অভিধেয়’ হয় ।
প্রেমা — ‘প্রয়োজন’, বেদে তিনবস্তু কয় ॥ ১৭৮ ॥
бхагава̄н — ‘самбандха’, бхакти — ‘абхидхейа’ хайа
према̄ — ‘прайоджана’, веде тина-васту кайа
бхагава̄н — Верховный Господь; самбандха — взаимоотношения; бхакти — преданное служение; абхидхейа — трансцендентная деятельность; хайа — есть; према̄ — любовь к Богу; прайоджана — высшая цель жизни; веде — Веды; тина — три предмета; кайа — раскрывают.

Перевод:

Шри Чайтанья Махапрабху продолжил: «Верховный Господь — основа всех взаимоотношений, преданное служение Ему — это истинное предназначение души, а обретение любви к Богу — высшая цель жизни. Таковы три темы, которые раскрывают ведические писания».

Комментарий:

Господь Кришна подтверждает это в «Бхагавад-гите» (15.15): ведаиш́ ча сарваир ахам эва ведйах̣. Истинная цель, ради которой следует читать Веды, — это понять, как стать преданным Верховного Господа. Господь Сам говорит: ман-мана̄ бхава мад-бхакто мад-йа̄джӣ ма̄м̇ намаскуру (Б.-г., 9.34). Поэтому, изучив Веды, следует посвятить себя преданному служению Господу, всегда думая о Нем (ман-мана̄), став Его преданным, падая перед Ним ниц и поклоняясь Ему. Это называется вишн̣у-а̄ра̄дхана и представляет собой высшее предназначение каждого человека. Достичь его помогает институт варнашрама-дхармы, в соответствии с которым общество делится на брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси, а также на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Вся ведическая культура основана на этом. К сожалению, в наш век возродить эту ведическую систему общественного устройства чрезвычайно сложно, поэтому Шри Чайтанья Махапрабху советовал нам не волноваться о варнашрама-дхарме, а вместо этого повторять мантру Харе Кришна и слушать, как чистые преданные рассказывают о Верховной Личности Бога. Это путь, рекомендованный Шри Чайтаньей Махапрабху, и только ради этого следует изучать Веды.