Текст 124

প্রেমামৃতে তৃপ্ত, ক্ষুধাতৃষ্ণা নাহি বাধে ।
ক্ষীর-ইচ্ছা হৈল, তাহে মানে অপরাধে ॥ ১২৪ ॥
према̄мр̣те тр̣пта, кшудха̄-тр̣шн̣а̄ на̄хи ба̄дхе
кшӣра-иччха̄ хаила, та̄хе ма̄не апара̄дхе
према — довольствующийся только служением Господу с любовью; кшудха̄ — голод и жажда; на̄хи — не; ба̄дхе — мешают; кшӣра — сладкого риса; иччха̄ — желание; хаила — появилось; та̄хе — это; ма̄не — считает; апара̄дхе — оскорблением.

Перевод:

Такой парамахамса, как Мадхавендра Пури, служащий Господу с любовью, всегда удовлетворен. Материальные голод и жажда не властны над ним. Когда Мадхавендре Пури захотелось отведать немного сладкого риса, он счел это желание греховным, поскольку в тот момент Божество еще не завершило трапезу.

Комментарий:

Когда пищу несут из кухни на алтарь для поднесения Божеству, ее рекомендуется накрыть, чтобы на нее не смотрели. Те, кто не привык вести себя в соответствии с высокими принципами преданного служения, могут захотеть попробовать эту пищу, и это будет оскорблением Божества. Вот почему такую пищу никто не должен видеть. Однако перед Божеством ее следует открыть. Видя, как перед Божеством открывают сладкий рис, Мадхавендра Пури пожелал попробовать его, чтобы потом готовить такой же сладкий рис для своего Гопалы. Однако Мадхавендра Пури был настолько строг к себе, что счел это желание греховным и вышел из храма, никому не сказав ни слова. Поэтому парамахамсу называют виджита-шад̣-гун̣а, одолевшим шесть врагов — каму, кродху, лобху, моху, матсарью и кшудха-тришну (вожделение, гнев, жадность, иллюзию, зависть и голод с жаждой).
Следующие материалы:

Текст 125

গ্রামের শূন্যহাটে বসি’ করেন কীর্তন ।
এথা পূজারী করাইল ঠাকুরে শয়ন ॥ ১২৫ ॥
гра̄мера ш́ӯнйа-ха̄т̣е васи’ карена кӣртана
этха̄ пӯджа̄рӣ кара̄ила т̣ха̄куре ш́айана
гра̄мера — деревни; ш́ӯнйа — на пустой базарной площади; васи’ — <&> сев; карена — совершает; кӣртана — повторение святого имени; этха̄ — <&> там (в храме); пӯджа̄рӣ — служитель; кара̄ила — побудил; т̣ха̄куре — <&> Божество; ш́айана — к тому, чтобы лечь спать.

Перевод:

Из храма Мадхавендра Пури отправился на базарную площадь, которая уже опустела. Сев там, он начал повторять святое имя. Тем временем служитель в храме уложил Божество спать.

Комментарий:

Мадхавендра Пури мог вполне обходиться без пищи и сна, но при этом проявлял такой интерес к повторению святого имени, что его можно было принять не за парамахамсу, а за начинающего трансценденталиста. Из этого следует, что даже на ступени парамахамсы нельзя пренебрегать повторением святого имени. Харидас Тхакур и все Госвами читали на четках определенное количество кругов. Таким образом, чтение святого имени на четках очень важно для всех, даже парамахамс. Делать это можно везде: как в храме, так и вне храма. Мадхавендра Пури повторял святое имя даже на пустой базарной площади. Как говорит Шриниваса Ачарья в своих молитвах к Госвами, на̄ма-га̄на-натибхих̣. Преданный-парамахамса всегда поглощен повторением святого имени и любовным служением Господу. Повторение святого имени Господа неотлично от служения Ему Самому. Как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23), существует девять форм преданного служения: слушать рассказы о Господе (шраванам), прославлять Его (киртанам), памятовать о Нем (вишнох смаранам), служить Ему (пада-севанам), поклоняться Божествам (арчанам), возносить молитвы (ванданам), выполнять указания Господа (дасьям), служить Господу как Его друг (сакхьям) и полностью пожертвовать собой ради Него (атма-<&> ниведанам). Хотя, на первый взгляд, эти методы как будто отличны друг от друга, с абсолютной точки зрения они тождественны. Например, слушание рассказов о Господе неотлично от их повторения, а памятование — от повторения и слушания. Аналогичным образом, поклонение Божеству неотлично от повторения, слушания и памятования. Преданный должен заниматься всеми девятью видами служения. Однако, если даже он занимается только одним из них, но в полную силу, он все равно сможет достичь высшей ступени совершенства (парамахамсы) и вернуться домой, к Богу.

Текст 126

নিজ কৃত্য করি’ পূজারী করিল শয়ন ।
স্বপনে ঠাকুর আসি’ বলিলা বচন ॥ ১২৬ ॥
ниджа кр̣тйа кари’ пӯджа̄рӣ карила ш́айана
свапане т̣ха̄кура а̄си’ балила̄ вачана
ниджа — свои обязанности; кари’ — выполнив; пӯджа̄рӣ — брахман служитель в храме; карила — лег спать; свапане — во сне; т̣ха̄кура — Божество; а̄си’ — придя; балила̄ — произнесло; вачана — <&> слова.

Перевод:

Выполнив свои повседневные обязанности, служитель лег спать. Во сне к нему пришел Гопинатха и сказал следующее.

Комментарий:

[]