Текст 56
Оригинал:
শান্তাদি রসের ‘যোগ’, ‘বিয়োগ’ — দুই ভেদ ।
সখ্য-বাৎসল্যে যোগাদির অনেক বিভেদ ॥ ৫৬ ॥
সখ্য-বাৎসল্যে যোগাদির অনেক বিভেদ ॥ ৫৬ ॥
Транскрипция:
ш́а̄нта-а̄ди расера ‘йога’, ‘вийога’ — дуи бхеда
сакхйа-ва̄тсалйе йога̄дира анека вибхеда
сакхйа-ва̄тсалйе йога̄дира анека вибхеда
Синонимы:
ш́а̄нта — всех рас, начиная с нейтральной; йога — союз; вийога — разлука; дуи — две категории; сакхйа — в расе дружбы; ва̄тсалйе — в расе родительской любви; йога — союза и разлуки; анека — много разновидностей.
Перевод:
«Каждая из пяти рас имеет две подкатегории: йога [союз] и вийога [разлука]. В расах дружбы и родительской любви есть множество разновидностей встречи и разлуки».
Комментарий:
Об этих разновидностях рассказывается в «Бхакти-расамрита-синдху» (3.2.93):
айога-йога̄ветасйа
прабхедау катхита̄в убхау
прабхедау катхита̄в убхау
«В расах бхакти-йоги есть два уровня — айога и йога». Айога (вийога) описывается в «Бхакти-расамрита-синдху» (3.2.94) следующим образом:
сан̇га̄бха̄во харер дхӣраир
айога ити катхйате
айоге тван-манаскатвам̇
тад-гун̣а̄дй-анусандхайах̣
тат-пра̄птй-упа̄йа-чинта̄дйа̄х̣
сарвеша̄м̇ катхита̄х̣ крийа̄х̣
айога ити катхйате
айоге тван-манаскатвам̇
тад-гун̣а̄дй-анусандхайах̣
тат-пра̄птй-упа̄йа-чинта̄дйа̄х̣
сарвеша̄м̇ катхита̄х̣ крийа̄х̣
«Знатоки науки бхакти-йоги говорят, что разлукой называется отсутствие общения с Верховной Личностью Бога. В состоянии айоги (разлуки) ум наполнен сознанием Кришны и полностью поглощен размышлениями о Кришне. Находясь в таком состоянии, преданный исследует трансцендентные качества Верховной Личности Бога. Говорится, что в состоянии разлуки все преданные, в какой бы расе они ни находились, постоянно ищут возможности встретиться с Кришной».
Слово йога (союз) объясняется в «Бхакти-расамрита-синдху» (3.2.129) такими словами:
кр̣шн̣ена сан̇гамо йас ту
са йога ити кӣртйате
са йога ити кӣртйате
«Непосредственная встреча с Кришной называется йогой».
В трансцендентных расах нейтралитета и служения тоже присутствуют йога и вийога, однако они не имеют разновидностей. Категории йоги и вийоги постоянно присутствуют во всех пяти расах. Однако в расах дружбы и родительской любви йога и вийога представлены в нескольких видах. Далее в «Бхакти-расамрита-синдху» (3.2.129) сказано:
його ’пи катхитах̣ сиддхис
тушт̣их̣ стхитир ити тридха̄
тушт̣их̣ стхитир ити тридха̄
«Йога (союз) бывает трех типов: успех, удовлетворенность и постоянство». О разновидностях вийоги (айоги) в «Бхакти-расамрита-синдху» (3.2.95) говорится следующее:
уткан̣т̣хитам̇ вийогаш́ четй
айого ’пи двидхочйате
айого ’пи двидхочйате
«Айога имеет две разновидности: томление и разлука».
Следующие материалы: