Текст 53

পঞ্চবিধ রস — শান্ত, দাস্য, সখ্য, বাৎসল্য ।
মধুর-নাম শৃঙ্গাররস — সবাতে প্রাবল্য ॥ ৫৩ ॥
пан̃ча-видха раса — ш́а̄нта, да̄сйа, сакхйа, ва̄тсалйа
мадхура-на̄ма ш́р̣н̇га̄ра-раса — саба̄те пра̄балйа
пан̃ча — расы пяти видов; ш́а̄нта — нейтральная; да̄сйа — служение; сакхйа — дружба; ва̄тсалйа — родительская любовь; мадхура — сладкая; на̄ма — именуемая; ш́р̣н̇га̄ра — супружеской любовью; саба̄те — среди всех; пра̄балйа — преобладает.

Перевод:

«Существует пять трансцендентных рас: нейтральная раса и расы служения, дружбы, родительской нежности и супружеской любви. Последняя известна также как раса сладости. Супружеская любовь превосходит все остальные расы».

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 54

শান্তরসে শান্তি-রতি ‘প্রেম’ পর্যন্ত হয় ।
দাস্য-রতি ‘রাগ’ পর্যন্ত ক্রমেত বাড়য় ॥ ৫৪ ॥
ш́а̄нта-расе ш́а̄нти-рати ‘према’ парйанта хайа
да̄сйа-рати ‘ра̄га’ парйанта крамета ба̄д̣айа
ш́а̄нта — в нейтральной расе; ш́а̄нти — духовная привязанность в невозмутимости; према — до любви к Богу; хайа — доходит; да̄сйа — привязанность в настроении слуги; ра̄га — спонтанной любви; парйанта — до; крамета — постепенно; ба̄д̣айа — возрастает.

Перевод:

«Нейтральное отношение углубляется, пока не достигает уровня, на котором человек способен оценить любовь к Богу. Раса служения постепенно доходит до уровня спонтанной любви к Богу».

Комментарий:

[]

Текст 55

সখ্য-বাৎসল্য-রতি পায় ‘অনুরাগ’-সীমা ।
সুবলাদ্যের ‘ভাব’ পর্যন্ত প্রেমের মহিমা ॥ ৫৫ ॥
сакхйа-ва̄тсалйа-рати па̄йа ‘анура̄га’-сӣма̄
субала̄дйера ‘бха̄ва’ парйанта премера махима̄
сакхйа — в дружбе; ва̄тсалйа — в родительской любви; рати — влечение; па̄йа — получает; анура̄га — до пределов подчиненной спонтанной любви; субала — друзей, таких как Субала; бха̄ва — экстатическая любовь; парйанта — до; премера — слава любви к Богу.

Перевод:

«За расой служения следуют расы дружбы и родительской любви. В них человек может достичь уровня подчиненной спонтанной любви. Любовь друзей, подобных Субале, так велика, что достигает уровня экстатической любви к Богу».

Комментарий:

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что нейтральная раса может привести человека на уровень простой любви к Богу. В расе служения любовь развивается дальше, доходя до стадий теплого чувства, любовного негодования (гнева, берущего начало в любви), собственно любви и привязанности. Подобно этому, раса дружбы доходит в своем развитии до теплого чувства, любовного негодования, любви, привязанности и подчиненной привязанности. То же относится к расе родительской любви. Особенность дружеской расы, проявленной в таких преданных, как Субала, состоит в том, что у них раса развивается от братской любви до любовного негодования, спонтанной привязанности и подчиненной привязанности, пока не доходит наконец до состояния экстаза, в котором все экстатические признаки присутствуют постоянно.