Текст 51

‘অনুভাব’ — স্মিত, নৃত্য, গীতাদি উদ্ভাস্বর ।
স্তম্ভাদি — ‘সাত্ত্বিক’ অনুভাবের ভিতর ॥ ৫১ ॥
‘анубха̄ва’ — смита, нр̣тйа, гӣта̄ди удбха̄свара
стамбха̄ди — ‘са̄ттвика’ анубха̄вера бхитара
анубха̄ва — подчиненный экстаз; смита — улыбка; са̄ттвика — естественный.

Перевод:

“The subordinate ecstasies are smiling, dancing and singing, as well as different manifestations in the body. The natural ecstasies, such as being stunned, are considered among the subordinate ecstasies [anubhāva].

Комментарий:

Анубхава в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.2.1) описывается так:
анубха̄ва̄с ту читта-стха
бха̄ва̄на̄м авабодхака̄х̣
те бахир викрийа̄ пра̄йа̄х̣
прокта̄ удбха̄свара̄кхйайа̄
«Множество внешних экстатических признаков, или изменений тела, указывающих на экстатические эмоции в уме, называются анубхавой, подчиненными экстатическими проявлениями любви. По-другому они называются удбхасварой». Это могут быть танец, падение наземь и катание по земле, очень громкое пение или плач, судороги, громкий крик, зевота, глубокие вздохи, игнорирование окружающих, слюнотечение, сумасшедший смех, сплевывание, икота и другое. Все они делятся на две группы: ш́ӣта и кшепан̣а. Пение, зевота и другие виды анубхавы относятся к шите. Танец и судороги называются кшепаной.
В «Анубхашье» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур приводит следующий стих из ведических писаний, описывающий удбхасвару:
удбха̄санте свадха̄мнӣти
прокта̄ удбха̄свара̄ будхаих̣
нӣвйуттарӣйа-дхаммилла
срам̇санам̇ га̄тра-мот̣анам
джр̣мбха̄ гхра̄н̣асйа пхуллатвам̇
ниш́ва̄са̄дйа̄ш́ ча те мата̄х̣
«Признаки экстаза, проявляющиеся в теле человека, погруженного в экстатическую любовь, ученые люди называют удбхасварой. В этом состоянии может развязаться пояс или могут прийти в беспорядок волосы и одежды. Судороги, зевота, дрожание ноздрей, тяжелое дыхание, икота, падение на землю и катание по земле также являются внешними проявлениями любовных эмоций». Стамбха и другие признаки описаны в сто шестьдесят седьмом стихе четырнадцатой главы Мадхья-лилы.
Следующие материалы:

Текст 52

নির্বেদ-হর্ষাদি — তেত্রিশ ‘ব্যভিচারী’ ।
সব মিলি’ ‘রস’ হয় চমৎকারকারী ॥ ৫২ ॥
нирведа-харша̄ди — тетриш́а ‘вйабхича̄рӣ’
саба мили’ ‘раса’ хайа чаматка̄рака̄рӣ
нирведа — отчаяние, ликование и т. д.; тетриш́а — тридцать три; вйабхича̄рӣ — временно присутствующих элементов; саба — собранные все вместе; раса — вкус расы; хайа — становится; чаматка̄ра — вызывающим изумление.

Перевод:

«Существуют и другие составляющие, начиная с отчаяния и ликования. Всего таких эмоций насчитывается тридцать три, и, когда все они проявляются, раса становится изумительной».

Комментарий:

Нирведа, харша и другие признаки описаны в Мадхья-лиле, 14.167. Проходящие эмоции (вьябхичари) также описываются в «Бхакти-расамрита-синдху»:
атхочйанте трайас трим̇ш́ад-
бха̄ва̄ йе вйабхича̄рин̣ах̣
виш́ешен̣а̄бхимукхйена
чаранти стха̄йинам̇ прати
ва̄г-ан̇га-саттва-сӯчйа̄ йе
джн̃ейа̄с те вйабхича̄рин̣ах̣
сан̃ча̄райанти бха̄васйа
гатим̇ сан̃ча̄рин̣о ’пи те
унмаджджанти нимаджджанти
ста̄йинй амр̣та-ва̄ридхау
ӯрми-вад вардхайантй энам̇
йа̄нти тад-рӯпата̄м̇ ча те
«Насчитывается тридцать три проходящих эмоции, называемых вьябхичари. Они всегда сопровождают постоянные чувства как их помощники. Их можно узнать по речи, по различным телесным признакам и по особым состояниям сердца. Поскольку они приводят к проявлению постоянных чувств, они называются также санчари, или разжигающими эмоциями. Эмоции санчари то нарастают, то угасают на фоне постоянных чувств, подобно волнам в океане экстаза. Отсюда их название — вьябхичари».

Текст 53

পঞ্চবিধ রস — শান্ত, দাস্য, সখ্য, বাৎসল্য ।
মধুর-নাম শৃঙ্গাররস — সবাতে প্রাবল্য ॥ ৫৩ ॥
пан̃ча-видха раса — ш́а̄нта, да̄сйа, сакхйа, ва̄тсалйа
мадхура-на̄ма ш́р̣н̇га̄ра-раса — саба̄те пра̄балйа
пан̃ча — расы пяти видов; ш́а̄нта — нейтральная; да̄сйа — служение; сакхйа — дружба; ва̄тсалйа — родительская любовь; мадхура — сладкая; на̄ма — именуемая; ш́р̣н̇га̄ра — супружеской любовью; саба̄те — среди всех; пра̄балйа — преобладает.

Перевод:

«Существует пять трансцендентных рас: нейтральная раса и расы служения, дружбы, родительской нежности и супружеской любви. Последняя известна также как раса сладости. Супружеская любовь превосходит все остальные расы».

Комментарий:

[]