Оригинал:
প্রভু কহে, — ‘কাহাঁ পাইলা কৃষ্ণ দরশন ?’
লোক কহে, — ‘সন্ন্যাসী তুমি জঙ্গম-নারায়ণ ॥ ১০৯ ॥
Транскрипция:
прабху кахе, — ‘ка̄ха̄н̇ па̄ила̄ кр̣шн̣а дараш́ана?’
лока кахе, — ‘саннйа̄сӣ туми джан̇гама-на̄ра̄йан̣а
Синонимы:
прабху — Шри Чайтанья Махапрабху спросил; ка̄ха̄н̇ — где вы получили; кр̣шн̣а — возможность увидеть Кришну; лока — уважаемые люди ответили; саннйа̄сӣ — Ты санньяси; джан̇гама — движущийся Нараяна.
Перевод:
Тогда Шри Чайтанья Махапрабху спросил их: «Где вы видели Кришну?».
Комментарий:
Уважаемые люди ответили: «Ты санньяси, человек, отрекшийся от мира. Поэтому Ты движущийся Нараяна [джан̇гама-на̄ра̄йан̣а]».
Таких воззрений придерживаются философы-майявади. Согласно философии майявады, или имперсонализма, Нараяна, Верховная Личность Бога, не имеет формы и безличный Брахман можно представить себе в любом образе — как Вишну, Шиву, Вивасвана, Ганешу или Деви Дургу. Философы-майявади утверждают, что человека, ставшего санньяси, следует считать движущимся Нараяной. По их мнению, истинный Нараяна не ходит, поскольку, будучи безличным, Он не имеет ног. Таким образом, в соответствии с философией майявады, любой, кто стал санньяси, тем самым провозглашает себя Нараяной. И всегда находятся невежды, которые считают таких обыкновенных людей Богом, Верховной Личностью. Это называется виварта-вадой.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в связи с этим: выражение джан̇гама-на̄ра̄йан̣а подразумевает, что безличный Брахман обрел форму и ходит повсюду в образе санньяси-майявади. Это выражение соответствует философии майявады. Дан̣д̣а-грахан̣а-ма̄трен̣а наро на̄ра̄йан̣о бхавет — «Просто получив санньяса-данду, обычный человек сразу же превращается в Нараяну». Вот почему санньяси-майявади, обращаясь друг к другу, говорят: ом̇ намо на̄райан̣а̄йа. Так один Нараяна оказывает почтение другому Нараяне.
На самом деле обыкновенное существо, человек, не может стать Нараяной. Как утверждает глава всех санньяси-майявади Шри Шанкарачарья, на̄ра̄йан̣ах̣ паро ’вйакта̄т — «Нараяну нельзя считать порождением материального мира, ибо Нараяна запределен материальному творению». Из-за недостатка знаний санньяси-майявади полагают, что Нараяна, Абсолютная Истина, рождается в человеческом облике, а затем, осознав Свою природу, снова становится Нараяной. Они никогда не задумываются, зачем Нараяне, Верховной Личности Бога, принимать несовершенное положение человека, а потом, достигнув совершенства, превращаться в Нараяну опять. Почему Нараяна должен становиться несовершенным? Почему Он должен рождаться человеком? Во Вриндаване, общаясь с его обитателями, Шри Чайтанья Махапрабху блестяще опроверг эти заблуждения.