Текст 42

একসঙ্গে দুই জন ক্ষেত্রে যবে আইলা ।
রামানন্দ রায় তবে প্ৰভুরে মিলিলা ॥ ৪২ ॥
эка-сан̇ге дуи джана кшетре йабе а̄ила̄
ра̄ма̄нанда ра̄йа табе прабхуре милила̄
эка — вместе; дуи — эти двое; кшетре — в Джаганнатха Кшетру (Джаганнатха Пури); йабе — когда; а̄ила̄ — вернулись; ра̄ма̄нанда — Рамананда Рай; табе — тогда; прабхуре — со Шри Чайтаньей Махапрабху; милила̄ — увиделся.

Перевод:

Царь и Рамананда Рай вместе вернулись в Джаганнатха-Кшетру [Пури], и Шри Рамананда Рай увиделся со Шри Чайтаньей Махапрабху.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 43

প্রভুপদে প্রেমভক্তি জানাইল রাজার ।
প্রসঙ্গ পাঞা ঐছে কহে বারবার ॥ ৪৩ ॥
прабху-паде према-бхакти джа̄на̄ила ра̄джа̄ра
прасан̇га па̄н̃а̄ аичхе кахе ба̄ра-ба̄ра
прабху — к лотосным стопам Господа; према — об экстатической любви; джа̄на̄ила — сообщив; ра̄джа̄ра — царя; прасан̇га — разговор; па̄н̃а̄ — получив; аичхе — так; кахе — говорит; ба̄ра — снова и снова.

Перевод:

При встрече Рамананда Рай поведал Шри Чайтанье Махапрабху об экстатической любви царя. И потом при любой возможности Рамананда Рай снова и снова рассказывал Господу о царе.

Комментарий:

[]

Текст 44

রাজমন্ত্রী রামানন্দ — ব্যবহারে নিপুণ ।
রাজপ্রীতি কহি’ দ্রবাইল প্ৰভুর মন ॥ ৪৪ ॥
ра̄джа-мантрӣ ра̄ма̄нанда — вйаваха̄ре нипун̣а
ра̄джа-прӣти кахи’ драва̄ила прабхура мана
ра̄джа — царский советник и посланник; ра̄ма̄нанда — Шри Рамананда Рай; вйаваха̄ре — в отношениях с другими; нипун̣а — очень искусный; ра̄джа — любовь царя; кахи’ — описывая; драва̄ила — смягчил; прабхура — Господа Шри Чайтаньи Махапрабху; мана — ум.

Перевод:

В прошлом царский советник и дипломат, Шри Рамананда Рай легко находил с другими общий язык. Просто рассказывая Шри Чайтанье Махапрабху, как царь любит Его, он постепенно смягчил сердце Господа.

Комментарий:

Мирские дипломаты хорошо знают, как вести себя с другими, особенно в политических делах. Некоторые из великих преданных Господа — например Рагхунатха дас Госвами, Санатана Госвами и Рупа Госвами — тоже состояли на государственной службе и в бытность семейными людьми жили в большом достатке. Поэтому они легко находили с окружающими общий язык. Можно видеть, что Рупе Госвами, Рагхунатхе дасу Госвами и Рамананде Раю в своем служении Господу нередко приходилось прибегать к дипломатии. Так, когда отцу и дяде Рагхунатхи даса Госвами угрожал арест, Рагхунатха дас Госвами спрятал их, встретился с должностными лицами и сам все уладил, прибегнув к дипломатии. Это лишь один пример. Подобно этому, когда Санатана Госвами отказался от поста министра, его бросили в тюрьму, однако он сумел подкупить тюремщика и вырваться из лап Набоба, чтобы жить со Шри Чайтаньей Махапрабху. Здесь же мы видим, как Рамананда Рай, наперсник Господа, с помощью дипломатии растопил сердце Шри Чайтаньи Махапрабху, несмотря на то что Господь твердо решил не встречаться с царем. Дипломатия Рамананды Рая и мольбы Сарвабхаумы Бхаттачарьи и всех преданных принесли плоды. Подводя итог, можно сказать, что задействовать дипломатию в служении Господу — это одна из разновидностей преданного служения.