Текст 85

‘бхакти’, ‘према’, ‘таттва’ кахе ра̄йе кари’ ‘вакта̄’
а̄пани прадйумна-миш́ра-саха хайа ‘ш́рота̄’
бхакти — о преданном служении; према — об экстатической любви; таттва — об истине; кахе — говорит; ра̄йе — Рамананду Рая; кари’ — сделав; вакта̄ — говорящим; а̄пани — Сам; прадйумна — с Прадьюмной Мишрой; саха — вместе; хайа — становится слушателем.

Перевод:

Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал преданное служение, экстатическую любовь и Абсолютную Истину, сделав рассказчиком Рамананду Рая, низкорожденного грихастху. И Сам Шри Чайтанья Махапрабху, возвышенный брахман-санньяси, и чистый брахман Прадьюмна Мишра стали его слушателями.

Комментарий:

Шрила Бхактивинода Тхакур говорит в «Амрита-праваха-бхашье», что все санньяси школы Шанкарачарьи думают, будто они уже исполнили все обязанности брахманов и что, постигнув суть «Веданта-сутры» и став санньяси, они естественным образом занимают положение духовных наставников в обществе. Подобно этому люди, родившиеся в семьях брахманов, считают, что только они могут быть духовными учителями для других, потому что они совершают обряды, описанные в Ведах, и следуют правилам смрити. Эти имеющие высокое происхождение брахманы думают, что тот, кто не родился в брахманском роду, не может стать духовным учителем и учить Абсолютной Истине. Чтобы усмирить гордыню этих потомственных брахманов и санньяси-майявади, Шри Чайтанья Махапрабху доказал, что, хотя человек, подобный Рамананде Раю, и происходит из семьи шудр и находится в грихастха-ашраме, он может стать духовным учителем и учить Его Самого и Прадьюмну Мишру. Таково одно из положений религии вайшнавов, как ей учил Шри Чайтанья Махапрабху. Человек, который может отличать материю от духа и живет в соответствии с духовными принципами, может стать джагад-гуру — духовным учителем для всего мира. Нельзя стать джагад-гуру, просто объявив себя таковым и ничего не зная об основных требованиях, которые предъявляются к джагад-гуру. Но сейчас даже те, кто никогда не понимал, кто такой джагад-гуру, и никогда не разговаривал с другими, становятся санньяси, смотрят на всех свысока и объявляют себя джагад-гуру. Шри Чайтанье Махапрабху это не понравилось. Джагад-гуру может стать любой, кто знает науку о Кришне и кто ведет духовный образ жизни. Именно поэтому Шри Чайтанья Махапрабху Сам учился у Шри Рамананды Рая и послал учиться у него брахмана высокого происхождения, Прадьюмну Мишру.
Следующие материалы:

Текст 86

харида̄са-два̄ра̄ на̄ма-ма̄ха̄тмйа-прака̄ш́а
сана̄тана-два̄ра̄ бхакти-сиддха̄нта-вила̄са
харида̄са — через Харидаса Тхакура; на̄ма — славу святого имени, маха мантры Харе Кришна; прака̄ш́а — проявление; сана̄тана — через Санатану Госвами; бхакти — объяснение, в чем состоит суть преданного служения.

Перевод:

Шри Чайтанья Махапрабху явил величие святого имени Господа через Харидаса Тхакура, родившегося в мусульманской семье. Подобно этому, Он поведал о сути преданного служения через Санатану Госвами, который едва не стал мусульманином.

Комментарий:

[]

Текст 87

ш́рӣ-рӯпа-два̄ра̄ враджера према-раса-лӣла̄
ке буджхите па̄ре гамбхӣра чаитанйера кхела̄?
ш́рӣ — через Шри Рупу Госвами; враджера — Вриндавана; према — описание игр Кришны и экстатической любви; ке — кто; буджхите — может понять; гамбхӣра — исполненные глубокого смысла; чаитанйера — деяния Шри Чайтаньи Махапрабху.

Перевод:

Господь в полной мере явил экстатическую любовь и трансцендентные игры Вриндавана через Шрилу Рупу Госвами. Задумайтесь над этим. Кто способен до конца понять глубокие замыслы Шри Чайтаньи Махапрабху?

Комментарий:

[]