Текст 49

эка-дина прабху харида̄сере милила̄
та̄н̇ха̄ лан̃а̄ гошт̣хӣ кари’ та̄н̇ха̄ре пучхила̄
эка — однажды; прабху — Шри Чайтанья Махапрабху; харида̄сере — с Харидасом Тхакуром; милила̄ — встретился; та̄н̇ха̄ — с ним; гошт̣хӣ — беседуя; та̄н̇ха̄ре — его спросил.

Перевод:

Однажды, как обычно, Шри Чайтанья Махапрабху встретился с Харидасом Тхакуром и в беседе с ним задал ему такой вопрос.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 50

“харида̄са, кали-ка̄ле йавана апа̄ра
го-бра̄хман̣е хим̇са̄ каре маха̄ дура̄ча̄ра
харида̄са — Мой дорогой Харидас; кали — в этот век Кали; йавана — демоны, настроенные против ведических принципов; апа̄ра — бесчисленные; го — по отношению к коровам и брахманической культуре; хим̇са̄ — совершают насилие; маха̄ — в высшей степени порочны.

Перевод:

«Мой дорогой Тхакур Харидас, в этот век Кали люди по большей части лишены ведической культуры, поэтому их называют яванами. Они заняты тем, что убивают коров и уничтожают брахманическую культуру. Все они погрязли в грехе».

Комментарий:

Из этих слов Шри Чайтаньи Махапрабху явствует, что слово йавана не относится к какой-то одной группе людей. Яванами являются все, кто действует вопреки заповедям Вед. Такие яваны могут жить как за пределами Индии, так и в самой Индии. Как сказано здесь, отличительной чертой яванов является то, что они убивают коров и уничтожают брахманическую культуру. В одной из молитв, обращенных к Господу, есть такие слова: намо брахман̣йа-дева̄йа го-бра̄хман̣а-хита̄йа ча. Господь охраняет брахманическую культуру. Он в первую очередь следит за благосостоянием коров и брахманов. Когда человеческая цивилизация начинает уничтожать брахманическую культуру и позволяет убивать коров без ограничений, это означает, что люди отказались от ведической культуры и стали яванами и млеччхами. Говорится, что Движение сознания Кришны будет играть заметную роль в обществе в течение следующих десяти тысяч лет, но после этого все люди станут млеччхами и яванами. Поэтому в самом конце этой юги Кришна явится в образе Калки-аватары, чтобы истребить весь род человеческий.

Текст 51

иха̄-саба̄ра кон мате ха-ибе ниста̄ра?
та̄ха̄ра хету на̄ декхийе, — э дух̣кха апа̄ра”
иха̄ — всех этих яванов; кон — каким образом; ха — будет освобождение; та̄ха̄ра — причины такого освобождения; на̄ — не вижу; э — в этом Моя печаль.

Перевод:

«Как эти яваны смогут спастись? К Моему великому огорчению, Я не вижу никакой возможности для этого».

Комментарий:

Этот стих раскрывает смысл прихода Господа Шри Чайтаньи как патита-паваны, спасителя всех падших душ. В одной из песен Шрилы Нароттамы даса Тхакура есть такие слова: патита-па̄вана-хету тава авата̄ра — «О мой Господь, Ты явился в этот мир лишь для того, чтобы даровать освобождение всем падшим душам». Мо-сама патита прабху на̄ па̄ибе а̄ра: «И среди всех падших душ нет никого ниже меня». Слова э дух̣кха апа̄ра («Это причиняет Мне большое горе») показывают, что Шри Кришна Чайтанья Махапрабху всегда думал о том, как спасти падшие души. Это утверждение также свидетельствует о том, что Шри Чайтанья Махапрабху, который является Верховной Личностью Бога, Самим Кришной, всегда сокрушается о падших душах, томящихся в материальном мире. Поэтому Он приходит сюда в Своем изначальном образе или же в образе Своего преданного (как Шри Чайтанья Махапрабху), чтобы лично одарить падшие души любовью к Кришне. Намо маха̄-вада̄нйа̄йа кр̣шн̣а-према-прада̄йа те (Мадхья, 19.53). Шри Чайтанья Махапрабху настолько милосерден, что не только дает знание о Кришне, но также на Своем собственном примере учит тому, как любить Кришну (кр̣шн̣а-према-прада̄йа те).
Те, кто идет по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, тоже должны всем сердцем принять миссию Господа. В век Кали люди постепенно опускаются ниже животных. Тем не менее, хотя они питаются плотью коров и враждебно относятся к брахманической культуре, Шри Чайтанья Махапрабху пытается спасти их из этого ужасного состояния. Поэтому Он просит всех индийцев взять на себя эту миссию:
бха̄рата-бхӯмите хаила манушйа-джанма йа̄ра
джанма са̄ртхака кари’ кара пара-упака̄ра
«Тот, кто родился человеком на земле Индии [Бхарата-варши], должен сделать свою жизнь совершенной и трудиться на благо всех людей» (Ади, 9.41). Поэтому все культурные и образованные индийцы обязаны отнестись к этой задаче очень серьезно. В меру своих сил и способностей они должны помогать развитию Движения сознания Кришны. Тогда их можно будет считать истинными последователями Шри Чайтаньи Махапрабху. К сожалению, даже некоторые так называемые вайшнавы из зависти не только отказываются сотрудничать с этим Движением, но и всячески критикуют то, что мы делаем. Как это ни прискорбно, такие люди пытаются найти у нас недостатки, завидуя нашим успехам. Им не мешает даже то, что мы делаем все возможное, чтобы распространить Движение сознания Кришны в странах яванов и млеччхов. Эти яваны и млеччхи присоединяются к нам, очищаются и становятся вайшнавами, последователями Шри Чайтаньи Махапрабху. Тот, кто считает себя последователем Шри Чайтаньи Махапрабху, должен проникнуться состраданием Шри Чайтаньи Махапрабху, который говорит здесь: иха̄-саба̄ра кон мате ха-ибе ниста̄ра — «Как все эти яваны смогут спастись?» Шри Чайтанья Махапрабху всегда беспокоился о спасении падших душ, поскольку их жалкое положение причиняло Ему сильную боль. Только в таком настроении можно принять на себя миссию Шри Чайтаньи Махапрабху.