Текст 122

туласӣре та̄н̇ке веш́йа̄ намаска̄ра кари’
два̄ре васи’ на̄ма ш́уне бале ‘хари’ ‘хари’
туласӣре — деревцу туласи; та̄н̇ке — Харидасу Тхакуру; веш́йа̄ — блудница; намаска̄ра — выразив почтение; два̄ре — сидя у дверей; на̄ма — святое имя; ш́уне — слушает; бале — говорит; хари — «О мой Господь Хари! О мой Господь Хари!».

Перевод:

Выразив почтение деревцу туласи и Харидасу Тхакуру, она уселась у дверей. Слушая, как Харидас Тхакур повторяет мантру Харе Кришна, она тоже стала повторять: «О мой Господь Хари! О мой Господь Хари!»

Комментарий:

Этот стих описывает то, как вайшнав спасает падшую душу, прибегнув к трансцендентной хитрости. Блудница пришла, чтобы совратить Харидаса Тхакура, но он счел своим долгом спасти ее. Как здесь ясно показано, обрести спасение очень просто. Блудница с верой и почтением общалась с Харидасом Тхакуром, и тот излечил ее материальную болезнь звуком маха-мантры Харе Кришна. Хотя у блудницы были совсем иные мотивы, так или иначе она получила возможность общаться с вайшнавом и радовала его тем, что иногда, подражая ему, восклицала: «О мой Господь Хари! О мой Господь Хари!» Вывод таков: общение с вайшнавом, повторение святого имени Господа и почтительное отношение к туласи или вайшнаву приводит к тому, что человек становится трансцендентным преданным, полностью свободным от материальной скверны.
Следующие материалы:

Текст 123

ра̄три-ш́еша хаила, веш́йа̄ усимиси каре
та̄ра рӣти декхи’ харида̄са кахена та̄ха̄ре
ра̄три — ночь; ш́еша — закончилась; веш́йа̄ — блудница; усимиси — беспокойной; каре — стала; та̄ра — ее; рӣти — поведение; декхи’ — видя; харида̄са — Харидас Тхакур; кахена — говорит; та̄ха̄ре — ей.

Перевод:

Когда ночь подошла к концу, блудница стала проявлять признаки беспокойства. Тогда Харидас Тхакур сказал ей такие слова.

Комментарий:

[]

Текст 124

“кот̣и-на̄ма-грахан̣а-йаджн̃а кари эка-ма̄се
эи дӣкша̄ карийа̄чхи, хаила а̄си’ ш́еше
кот̣и — повторение десяти миллионов святых имен; йаджн̃а — такое жертвоприношение; кари — совершаю; эка — в течение одного месяца; эи — этот; дӣкша̄ — обет; карийа̄чхи — принял; хаила — был; а̄си’ — близок; ш́еше — к исполнению.

Перевод:

«Я дал обет повторять святое имя десять миллионов раз за месяц и близок к тому, чтобы исполнить этот обет».

Комментарий:

Чтобы повторить святое имя десять миллионов раз, нужно каждый день в течение месяца (тридцати дней) повторять его триста тридцать три тысячи триста тридцать три раза и в конце повторить еще десять раз. Так преданный поклоняется Верховной Личности Бога. Такое поклонение называется ягья. Йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир йаджанти хи су-медхасах̣ (Бхаг., 11.5.32): самые разумные люди принимают участие в хари-нама-ягье, ягье повторения святого имени Господа. Эта ягья позволяет умилостивить Верховную Личность Бога и достичь совершенства в духовной жизни. Формально Харидас Тхакур был из мусульманской семьи. Несмотря на это, поскольку он совершал ягью повторения маха-мантры Харе Кришна, он стал подлинным, получившим посвящение, брахманом. В «Шримад-Бхагаватам» (3.33.6) по этому поводу сказано следующее:
йан-на̄мадхейа-ш́раван̣а̄нукӣртана̄д
йат-прахван̣а̄д йат-смаран̣а̄д апи квачит
ш́ва̄до ’пи садйах̣ савана̄йа калпате
кутах̣ пунас те бхагаван ну дарш́ана̄т
Если преданный, рожденный в семье собакоедов, полностью вручил себя Личности Бога, он немедленно становится подлинным брахманом, достойным совершать ягьи, тогда как человек из семьи брахманов должен сначала пройти очистительные обряды, и только после этого его можно будет назвать сам̇скр̣та, очистившимся. В «Шримад-Бхагаватам» (12.1.40) также говорится:
асам̇скр̣та̄х̣ крийа̄-хӣна̄
раджаса̄ тамаса̄вр̣та̄х̣
праджа̄с те бхакшайишйанти
млеччха̄ ра̄джанйа-рӯпин̣ах̣
«В век Кали люди низкого происхождения (млеччхи), которые не прошли через очистительные обряды (самскары), которые вообще ничего не знают о практике очищения и покрыты гунами страсти и невежества, будут занимать руководящие посты. Они будут буквально пожирать своих подданных и вовлекать их в безбожие». Человек, который не прошел через предписанный шастрами очистительный обряд самскары, именуется асам̇скр̣та. Однако, даже если человек очистился и получил посвящение, но продолжает при этом оставаться крийа̄-хӣна, то есть не следует принципам чистоты в обыденной жизни, то он так и останется нечистым млеччхой или яваной. С другой стороны, мы видим, что Харидас Тхакур, хотя и родился в семье млеччхов и яванов, стал намачарьей, ибо он совершал нама-ягью минимум триста тысяч раз в день.
Отсюда явствует, что Харидас Тхакур строго следовал правилу повторять святое имя триста тысяч раз в день. Когда блудница стала проявлять признаки беспокойства, он сказал ей, что сначала ему необходимо закончить повторение святого имени, а потом он сможет утолить ее желание. В действительности же Харидас Тхакур повторял святое имя Господа непрерывно в течение трех ночей и дал блуднице возможность слушать его. Это позволило ей очиститься, о чем мы узнаем из следующих стихов.