Текст 98

митрера митра саха-ва̄сӣ,

чакрава̄ке лут̣е а̄си’,
кр̣шн̣ера ра̄джйе аичхе вйаваха̄ра
апаричита ш́атрура митра,

ра̄кхе утпала, — э бад̣а читра,
эи бад̣а ‘виродха-алан̇ка̄ра’
митрера — бога солнца; митра — друзья; саха — жившие вместе с чакраваками; чакрава̄ке — чакравак; лут̣е — похищают; а̄си’ — придя; кр̣шн̣ера — в царстве Кришны; аичхе — такое; вйаваха̄ра — поведение; апаричита — незнакомое; ш́атрура — друг врага; ра̄кхе — защищает; утпала — красный лотос; э — это; бад̣а — поразительно; эи — это; бад̣а — великая; виродха — метафора, основанная на противоречии.

Перевод:

«Голубые лотосы дружат с богом солнца и потому, казалось бы, должны жить в согласии с чакраваками. Но они решили похитить чакравак. И наоборот, красные лотосы распускаются ночью и потому вроде должны враждовать с чакраваками. Но в играх Кришны красные лотосы (руки гопи) встали на защиту чакравак (их груди). Это метафора, основанная на противоречии».

Комментарий:

Поскольку голубые лотосы расцветают с восходом солнца, солнце называют другом голубых лотосов. Птица чакравака тоже просыпается на рассвете, и это роднит ее с голубым лотосом. Но, хотя голубой лотос дружит с солнцем, в играх Кришны он нападает на своего товарища — чакраваку. Обычно чакраваки передвигаются с места на место, тогда как голубые лотосы неподвижны, но здесь руки Кришны, которых сравнивают с голубыми лотосами, нападают на груди гопи, которых сравнивают с чакраваками. Такой прием называется обратным уподоблением. Розовые же лотосы, наоборот, ночью цветут, а с восходом солнца закрываются. Поэтому розовый лотос считается врагом солнца, и друг солнца — чакравака — не водит с ним знакомства. Однако здесь груди гопи, которые сравниваются с чакраваками, защищаются их руками, которые сравнивают с розовыми лотосами. Так возникает очень красивое обратное уподобление.
Следующие материалы:

Текст 99

атиш́айокти, виродха̄бха̄са,

дуи алан̇ка̄ра прака̄ш́а,
кари’ кр̣шн̣а пракат̣а декха̄ила
йа̄ха̄ кари’ а̄сва̄дана,

а̄нандита мора мана,
нетра-карн̣а-йугма джуд̣а̄ила
атиш́айа — преувеличение; виродха — несообразная аналогия; дуи — два поэтических приема; прака̄ш́а — проявление; кари’ — сделав; кр̣шн̣а — Господь Кришна; пракат̣а — явил; декха̄ила — показал; йа̄ха̄ — которых; кари’ — смакование; а̄нандита — порадовало; мора — Мой ум; нетра — глаз и ушей; йугма — пары; джуд̣а̄ила — обрели удовлетворение.

Перевод:

Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: «В Своих играх Кришна прибегал к двум поэтическим украшениям: гиперболе и противоречивой аналогии. Наслаждение ими принесло радость Моему сердцу и насытило Мои глаза и уши».

Комментарий:

[]

Текст 100

аичхе вичитра крӣд̣а̄ кари’,

тӣре а̄ила̄ ш́рӣ-хари,
сан̇ге лан̃а̄ саба ка̄нта̄-ган̣а
гандха-таила-мардана,

а̄малакӣ-удвартана,
сева̄ каре тӣре сакхӣ-ган̣а
аичхе — такие; вичитра — удивительные; крӣд̣а̄ — игры; кари’ — совершив; тӣре — на берег; а̄ила̄ — вышел; ш́рӣ — Господь Шри Кришна; сан̇ге — с Собой; лан̃а̄ — взяв; саба — всех Своих возлюбленных гопи; гандха — ароматическое; таила — масло; мардана — втирая; а̄малакӣ — плода амалаки; удвартана — умащая пастой; сева̄ — служат; тӣре — на берегу Ямуны; сакхӣ — все гопи.

Перевод:

«После этой удивительной лилы Господь Шри Кришна вышел на берег Ямуны вместе со Своими возлюбленными гопи. Там, на берегу, гопи принялись служить Кришне и другим гопи, натирая их тела ароматическими маслами и пастой из плодов амалаки».

Комментарий:

[]