এক মহাপ্রভু, আর প্রভু দুইজন । দুই প্রভু সেবে মহাপ্রভুর চরণ ॥ ১৪ ॥
Транскрипция:
эка маха̄прабху, а̄ра прабху дуиджана дуи прабху себе маха̄прабхура чаран̣а
Синонимы:
эка-маха̄прабху — один Махапрабху, верховный повелитель; а̄ра-прабху-дуиджана — другие двое (Нитьянанда и Адвайта) прабху (повелители); дуи-прабху — двое прабху; маха̄прабхура — верховного повелителя, Господа Чайтаньи Махапрабху; чаран̣а — лотосным стопам.
Перевод:
Один из Них зовется Махапрабху, а двое других — прабху. Двое прабху служат лотосным стопам Махапрабху.
Комментарий:
Все трое: Шри Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда Прабху и Шри Адвайта Прабху — принадлежат к категории вишну-таттвы, однако Шри Чайтанья Махапрабху является Всевышним, а двое других прабху заняты трансцендентным любовным служением Ему, чтобы показать обычным живым существам, что все подвластны Шри Чайтанье Махапрабху. В другом месте «Чайтанья-чаритамриты» (Ади, 5.142) говорится: экале ӣш́вара кр̣шн̣а, а̄ра саба бхр̣тйа — единственным верховным владыкой является Кришна, а все другие — и вишну-таттвы, и джива-таттвы — заняты служением Ему. Господу служат как вишну-таттвы (Нитьянанда Прабху и Адвайта), так и джива-таттвы (ш́рӣва̄са̄ди-гаура-бхакта-вр̣нда), однако следует отличать слуг одной категории от слуг другой. Слуга категории джива-таттвы, то есть духовный учитель, в полном смысле является слугой Бога. Как объяснялось в предыдущих стихах, в абсолютном мире нет подобных отличий, однако их следует принимать во внимание, чтобы различать Всевышнего и Его подчиненных.
эи-тина-таттва — эти три истины; сарва-а̄ра̄дхйа — почитаемыми всеми живыми существами; кари-ма̄ни — приняв; чатуртха — четвертый; йе — который; бхакта-таттва — относящийся к категории преданных; а̄ра̄дхака — поклоняющимся; джа̄ни — считаю.
Перевод:
Трех повелителей [Чайтанью Махапрабху, Нитьянанду Прабху и Адвайту Прабху] почитают все живые существа, и четвертую таттву [Шри Гададхару Прабху] тоже следует считать Их почитателем.
Комментарий:
Описывая природу Панча-таттвы, Шри Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своем комментарии «Анубхашья» объясняет, что Господь Шри Чайтанья Махапрабху является верховным повелителем, а Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху, хотя и подвластны Ему, тоже занимают положение повелителей. Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Верховный Господь, а Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху — Его проявления. Все Они суть вишну-таттва, Всевышний, поэтому Им поклоняются все живые существа. Две другие таттвы, входящие в Панча-таттву, а именно шакти-таттва и джива-таттва, представленные Гададхарой и Шривасой, действуют как почитатели Верховного Господа, однако они относятся к той же категории, что и Господь, ибо вечно заняты трансцендентным любовным служением Господу.