Текст 83

এক কৃষ্ণ—সর্বসেব্য, জগৎ–ঈশ্বর ।
আর যত সব,—তাঁর সেবকানুচর ॥ ৮৩ ॥
эка кр̣шн̣а — сарва-севйа, джагат-ӣш́вара
а̄ра йата саба, — та̄н̇ра севака̄нучара
эка — один Господь Кришна; сарва — заслуживающий, чтобы все Ему служили; джагат — Господь вселенной; а̄ра — все другие; та̄н̇ра — Его; севака — слу́ги слуг.

Перевод:

Господь Кришна — единственный господин и повелитель вселенной, и каждому подобает служить Ему. Воистину, все живущие — слуги Его слуг.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 84

সেই কৃষ্ণ অবতীর্ণ—চৈতন্য–ঈশ্বর ।
অতএব আর সব,–তাঁহার কিঙ্কর ॥ ৮৪ ॥
сеи кр̣шн̣а аватӣрн̣а — чаитанйа-ӣш́вара
атаэва а̄ра саба, — та̄н̇ха̄ра кин̇кара
сеи — тот; кр̣шн̣а — Господь Кришна; аватӣрн̣а — нисшедший; чаитанйа — Господь Чайтанья, Верховная Личность Бога; атаэва — поэтому; а̄ра — другие; саба — все; та̄н̇ха̄ра — Его слуги.

Перевод:

Этот Господь Кришна нисшел в образе Господа Чайтаньи, Верховной Личности Бога. Вот почему каждый — Его слуга.

Комментарий:

[]

Текст 85

কেহ মানে, কেহ না মানে, সব তাঁর দাস ।
যে না মানে, তার হয় সেই পাপে নাশ ॥ ৮৫ ॥
кеха ма̄не, кеха на̄ ма̄не, саба та̄н̇ра да̄са
йе на̄ ма̄не, та̄ра хайа сеи па̄пе на̄ш́а
кеха — кто то признает; кеха — кто то не признает; саба — все Его слуги; йе — который не признает; та̄ра — того; хайа — есть; сеи — в том; па̄пе — грехе; на̄ш́а — уничтожение.

Перевод:

Кто-то может Его признавать, а кто-то — нет, но в любом случае каждый остается Его слугой. Однако тот, кто отвергает Его, падет жертвой своих грехов.

Комментарий:

Когда живое существо забывает о своем вечном предназначении, оно начинает претендовать на роль наслаждающегося материальными богатствами. Иногда его также сбивает с толку мысль о том, что служение Верховной Личности Бога не абсолютно. Иными словами, живое существо может думать, что, помимо служения Господу, у него есть много других занятий. По глупости своей оно не ведает, что в любом положении каждый прямо или косвенно служит Господу. Однако тому, кто уклоняется от служения Господу, волей-неволей приходится заниматься греховной деятельностью, ибо служение Верховному Господу, Господу Чайтанье, изначально присуще бесконечно малому живому существу. Из-за того что душа ничтожно мала, она подвержена соблазну материальных наслаждений, и, пытаясь наслаждаться материей, она забывает о своем духовном предназначении. Но, когда в живом существе пробуждается дремлющее сознание Кришны, оно перестает служить материи и начинает служить Господу. Иначе говоря, забыв о своем подлинном призвании, мы начинаем чувствовать себя повелителями материальной природы. Но даже в этом случае мы остаемся слугами Верховного Господа, правда, слугами недостойными и падшими.