Текст 48

ব্রজবধূগণের এই ভাব নিরবধি ।
তার মধ্যে শ্রীরাধায় ভাবের অবধি ॥ ৪৮ ॥
враджа-вадхӯ-ган̣ера эи бха̄ва ниравадхи
та̄ра мадхйе ш́рӣ-ра̄дха̄йа бха̄вера авадхи
враджа — юных жен во Врадже; эи — это; бха̄ва — умонастроение; ниравадхи — безграничное; та̄ра — среди них; ш́рӣ — Шримати Радхарани; бха̄вера — умонастроения; авадхи — высший предел.

Перевод:

В сердцах девушек Враджа эта любовь беспредельна, но совершенства она достигает у Шри Радхи.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 49

প্রৌঢ় নির্মলভাব প্রেম সর্বোত্তম ।
কৃষ্ণের মাধুর্যরস–আস্বাদ–কারণ ॥ ৪৯ ॥
прауд̣ха нирмала-бха̄ва према сарвоттама
кр̣шн̣ера ма̄дхурйа-раса-а̄сва̄да-ка̄ран̣а
прауд̣ха — зрелая; нирмала — чистая по сути; према — любовь; сарва — лучшая из всех; кр̣шн̣ера — Господа Кришны; ма̄дхурйа — расы супружеских отношений; а̄сва̄да — ощущения вкуса; ка̄ран̣а — причина.

Перевод:

Ее чистая, зрелая любовь не знает себе равных. Она дарует Господу Кришне возможность ощутить всю сладость супружеских отношений.

Комментарий:

[]

Текст 50

অতএব সেই ভাব অঙ্গীকার করি’ ।
সাধিলেন নিজ বাঞ্ছা গৌরাঙ্গ–শ্রীহরি ॥ ৫০ ॥
атаэва сеи бха̄ва ан̇гӣка̄ра кари’
са̄дхилена ниджа ва̄н̃чха̄ гаура̄н̇га-ш́рӣ-хари
атаэва — поэтому; сеи — то умонастроение; ан̇гӣка̄ра — приняв; са̄дхилена — исполнил; ниджа — Свое; ва̄н̃чха̄ — желание; гаура̄н̇га — Господь Чайтанья Махапрабху; ш́рӣ — Верховная Личность Бога.

Перевод:

Поэтому Господь Гауранга, Сам Шри Хари, проникся чувствами Радхи и тем самым исполнил Свои заветные желания.

Комментарий:

Из четырех видов любовных отношений — дасьи, сакхьи, ватсальи и мадхурьимадхурья считается самой совершенной. Супружеские отношения с Господом проявляются в двух формах: свакия и паракия. Свакия — это отношения с Кришной как с законным супругом, а паракия — отношения с Ним как с возлюбленным. Знатоки утверждают, что божественный вкус паракия-расы выше, ибо таким отношениям присуща бо́льшая степень эмоциональной напряженности. Подобные отношения с Кришной предполагают исключительно глубокую любовь и преданность Ему, ибо внебрачные связи осуждаются в обществе. Риск, присущий паракия-расе, дает ей превосходство над любовными отношениями, в которых такого риска нет. Однако подобный риск имеет ценность только в духовном мире. Любовь к Богу категорий свакия и паракия не существует в материальном мире, а паракия-расу не увидеть даже на Вайкунтхе: она встречается лишь в той части Голоки Вриндаваны, которую называют Враджем.
Некоторые преданные считают, что Кришна вечно наслаждается на Голоке Вриндаване и только иногда нисходит во Врадж, чтобы вкусить паракия-расу. Однако шестеро Госвами Вриндавана объяснили, что игры Кришны во Врадже вечны, как вечны Его деяния на Голоке Вриндаване. Врадж — это сокровенная часть Голоки Вриндаваны. Придя в этот мир, Кришна явил на земле Враджа те лилы, каким Он вечно предается во Врадже на Голоке Вриндаване, а там всегда проявлена паракия-раса.
В третьей главе этой эпической поэмы Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами убедительно доказал, что в конце Двапара-юги двадцать восьмой чатур-юги правления Вайвасваты Ману Кришна приходит в этот мир вместе с Враджадхамой — местом самых сокровенных Его игр. Господь являет Себя на земле с помощью Своей внутренней энергии, и точно так же, без всякой посторонней помощи, Он проявляет здесь Свое окружение и обитель. В «Чайтанья-чаритамрите» уже говорилось, что паракия-раса возможна лишь в духовном царстве, и нигде больше. Это высочайшее проявление экстаза встречается только в самой сокровенной части духовного мира, однако по милости Господа мы можем заглянуть в скрытый от посторонних глаз Врадж.
Божественная раса, которой наслаждаются гопи во Врадже, с наибольшей силой выражена в Шримати Радхарани. Радха во всей полноте проявляет духовное настроение супружеской любви, и Ее чувства непостижимы даже для Самого Господа. Ее безграничная любовь и преданность — это высшее проявление духовного экстаза. Никто глубже Ее не может наслаждаться качествами Господа в этой высочайшей духовной расе. Вот почему Господь пожелал встать на место Радхарани и принял облик Господа Шри Гауранги. Это позволило Ему насладиться вкусом возвышенной паракия-расы, которая царит в трансцендентной обители Враджа.