Текст 78

সেই ত’ সুমেধা, আর কুবুদ্ধি সংসার ।
সর্ব–যজ্ঞ হৈতে কৃষ্ণনামযজ্ঞ সার ॥ ৭৮ ॥
сеи та’ сумедха̄, а̄ра кубуддхи сам̇са̄ра
сарва-йаджн̃а хаите кр̣шн̣а-на̄ма-йаджн̃а са̄ра
сеи — он; та’ — действительно; су — разумный; а̄ра — другие; ку — скудоумные; сам̇са̄ра — в материальном мире; сарва — из всех других жертвоприношений; кр̣шн̣а — пение имени Господа Кришны; йаджн̃а — жертвоприношение; са̄ра — наилучшее.

Перевод:

Такой человек по-настоящему разумен, не в пример тем, кто из-за невежества вынужден продолжать страдать в круговороте рождения и смерти. Пение святого имени Господа — самое возвышенное из всех жертвоприношений.

Комментарий:

Господь Шри Чайтанья Махапрабху — отец-основатель движения санкиртаны. Те, кто поклоняется Ему, жертвуя жизнь, деньги, разум и дар речи этому движению, заслужат признание Господа и Его благословения. Остальных же можно назвать глупцами, которые не понимают, что среди всех жертв такая жертва во имя движения санкиртаны является наилучшим применением человеческих сил.
Следующие материалы:

Текст 79

কোটি অশ্বমেধ এক কৃষ্ণ নাম সম ।
যেই কহে, সে পাষণ্ডী, দণ্ডে তারে যম ॥ ৭৯ ॥
кот̣и аш́ва-медха эка кр̣шн̣а на̄ма сама
йеи кахе, се па̄шан̣д̣ӣ, дан̣д̣е та̄ре йама
кот̣и — десять миллионов; аш́ва — жертвоприношений коня; эка — одному; кр̣шн̣а — Господа Кришны; на̄ма — имени; сама — равны; йеи — кто; кахе — говорит; се — он; па̄шан̣д̣ӣ — богохульник; дан̣д̣е — наказывает; та̄ре — его; йама — Ямараджа.

Перевод:

Говорить, что имя Господа Кришны приносит такое же благо, как десять миллионов жертвоприношений ашвамедха, — богохульство. Такого безбожника неминуемо постигнет кара Ямараджи.

Комментарий:

Из десяти оскорблений, которые можно нанести святому имени Господа в процессе повторения мантры Харе Кришна, восьмым является дхарма-врата-тйа̄га-хута̄ди-сарва-ш́убха-крийа̄-са̄мйам апи прама̄дах̣. Никто не должен приравнивать повторение святого имени Верховной Личности Бога к благочестивым поступкам, таким как раздача милостыни брахманам и святым, открытие благотворительных школ, раздача пищи и прочее. Материальные плоды благотворительности не идут ни в какое сравнение с тем великим благом, которое обретает человек, повторяющий святое имя Кришны.
В ведических писаниях по этому поводу сказано:
го-кот̣и-да̄нам̇ грахан̣е кхагасйа
прайа̄га-ган̇годака-калпа-ва̄сах̣
йаджн̃а̄йутам̇ меру-суварн̣а-да̄нам̇
говинда-кӣртер на самам̇ ш́ата̄м̇ш́аих̣
«Десять миллионов коров, розданные во время солнечного затмения, миллионы лет, прожитые у слияния Ганги с Ямуной, или горы золота, пожертвованные брахманам, не дают и сотой доли того блага, которое приносит человеку повторение мантры Харе Кришна». Иными словами, тот, кто считает повторение святого имени одним из видов благочестивой деятельности, пребывает в глубоком заблуждении. Разумеется, это тоже благочестивая деятельность, но суть в том, что Кришна и Его имя абсолютно духовны и намного превосходят любое мирское благочестие. Благочестивая деятельность находится на материальном уровне, тогда как повторение святого имени Кришны полностью духовно. Поэтому, вопреки представлениям пашанди, никакие благочестивые дела не идут ни в какое сравнение с повторением святого имени.

Текст 80

‘ভাগবতসন্দর্ভ’–গ্রন্থের মঙ্গলাচরণে ।
এ–শ্লোক জীবগোসাঞি করিয়াছেন ব্যাখ্যানে ॥ ৮০ ॥
‘бха̄гавата-сандарбха’-грантхера ман̇гала̄чаран̣е
э-ш́лока джӣва-госа̄н̃и карийа̄чхена вйа̄кхйа̄не
бха̄гавата — книги под названием «Бхагавата сандарбха»; ман̇гала — во вступительной молитве; э — этот стих; джӣва — Джива Госвами; карийа̄чхена — сочинил; вйа̄кхйа̄не — для объяснения.

Перевод:

Во вступительной молитве к «Бхагавата-сандарбхе» Шрила Джива Госвами приводит в качестве объяснения следующий стих.

Комментарий:

[]