Текст 39

দ্বাপরে ভগবান্‌ শ্যামঃ পীতবাসা নিজায়ুধঃ ।
শ্রীবৎসাদিভিরঙ্কৈশ্চ লক্ষণৈরুপলক্ষিতঃ ॥ ৩৯ ॥
два̄паре бхагава̄н ш́йа̄мах̣
пӣта-ва̄са̄ ниджа̄йудхах̣
ш́рӣ-ватса̄дибхир ан̇каиш́ ча
лакшан̣аир упалакшитах̣
два̄паре — в Двапара югу; бхагава̄н — Верховная Личность Бога; ш́йа̄мах̣ — темный; пӣта — одетый в желтое; ниджа — Свое; а̄йудхах̣ — держащий оружие; ш́рӣ — Шриватсой и другими; ан̇каих̣ — знаками на теле; ча — также; лакшан̣аих̣ — атрибутами (такими как драгоценный камень Каустубха); упалакшитах̣ — отмеченный.

Перевод:

«В Двапара-югу Верховный Господь, Личность Бога, предстает темнокожим. На Нем желтые одеяния, в руках оружие, а грудь Его украшают камень Каустубха и знак Шриватса. Таковы главные отличительные признаки Господа».

Комментарий:

Этот стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.5.27) произносит святой мудрец Карабхаджана, один из девяти царственных мистиков; он описывал царю Ними, как выглядит Господь в разные эпохи.
Следующие материалы:

Текст 40

কলিযুগে যুগধর্ম—নামের প্রচার ।
তথি লাগি’ পীতবর্ণ চৈতন্যাবতার ॥ ৪০ ॥
кали-йуге йуга-дхарма — на̄мера прача̄ра
татхи ла̄ги’ пӣта-варн̣а чаитанйа̄вата̄ра
кали — в эпоху Кали; йуга — религиозная практика для конкретной эпохи; на̄мера — святого имени; прача̄ра — проповедь; татхи — этого; ла̄ги’ — для; пӣта — имеющее желтый цвет; чаитанйа — воплощение Господа Чайтаньи.

Перевод:

Религия эпохи Кали — проповедь славы святого имени. Только ради того, чтобы прославить святое имя, Господь явился в облике Шри Чайтаньи — аватары желтого цвета.

Комментарий:

В век Кали самым распространенным методом религиозной практики является повторение имени Бога, и Господь Чайтанья дал людям именно этот метод. Бхакти-йога начинается с повторения святого имени. Мадхвачарья говорит об этом в своем комментарии к «Мундака-упанишад». Он цитирует стих из «Нараяна-самхиты»:
два̄парӣйаир джанаир вишн̣ух̣ пан̃чара̄траис ту кевалаих̣
калау ту на̄ма-ма̄трен̣а пӯджйате бхагава̄н харих̣
«В Двапара-югу люди должны поклоняться Господу Вишну, следуя предписаниям „Нарада-панчаратры“ и других столь же авторитетных книг. Однако в эпоху Кали можно просто петь святые имена Верховной Личности Бога». Во многих Упанишадах, в частности в «Кали-сантарана-упанишад», особо подчеркивается важность повторения мантры Харе Кришна:
харе кр̣шн̣а харе кр̣шн̣а кр̣шн̣а кр̣шн̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе
ити шод̣аш́акам̇ на̄мна̄м̇ кали-калмаша-на̄ш́анам
на̄тах̣ паратаропа̄йах̣ сарва-ведешу др̣ш́йате
«Во всех ведических писаниях не найти лучшего пути религии для нынешнего века, чем повторение мантры Харе Кришна».

Текст 41

তপ্তহেম–সমকান্তি, প্রকাণ্ড শরীর ।
নবমেঘ জিনি কণ্ঠধ্বনি যে গম্ভীর ॥ ৪১ ॥
тапта-хема-сама-ка̄нти, прака̄н̣д̣а ш́арӣра
нава-мегха джини кан̣т̣ха-дхвани йе гамбхӣра
тапта — как расплавленное золото; сама — такое же сияние; прака̄н̣д̣а — могучее; ш́арӣра — тело; нава — новую тучу; джини — побеждает; кан̣т̣ха — звук голоса; йе — которого; гамбхӣра — глубокий.

Перевод:

Его могучее тело сияет, как расплавленное золото, а глубокий голос соперничает с рокотом только что собравшихся на небе туч.

Комментарий:

[]