Текст 87
Оригинал:
বিরুদ্ধার্থ কহ তুমি, কহিতে কর রোষ ।
তোমার অর্থে অবিমৃষ্টবিধেয়াংশ–দোষ ॥ ৮৭ ॥
Транскрипция:
вируддха̄ртха каха туми, кахите кара роша
тома̄ра артхе авимр̣шт̣а-видхейа̄м̇ш́а-доша
Синонимы:
вируддха — противоречивое по смыслу; каха — говоришь; туми — ты; кахите — указывая; кара — проявляешь; роша — гнев; тома̄ра — твоя; артхе — в значении; авимр̣шт̣а — нерассмотренной части ремы; доша — ошибка.
Перевод:
Ты сам себе противоречишь и сердишься, когда тебе указывают на это. Ошибка твоего толкования в том, что у тебя рема стоит не на месте. Это необдуманная перестановка.
Комментарий:
[]
Следующие материалы:
Текст 88
Оригинал:
যাঁর ভগবত্তা হৈতে অন্যের ভগবত্তা ।
‘স্বয়ং–ভগবান্’–শব্দের তাহাতেই সত্তা ॥ ৮৮ ॥
Транскрипция:
йа̄н̇ра бхагаватта̄ хаите анйера бхагаватта̄
‘свайам̇-бхагава̄н’-ш́абдера та̄ха̄теи сатта̄
Синонимы:
йа̄н̇ра — которого; бхагаватта̄ — положение Верховной Личности Бога; хаите — от; анйера — других; бхагаватта̄ — положение Верховной Личности Бога; свайам — слова свайам бхагава̄н; сатта̄ — присутствие.
Перевод:
Только Личность Бога, источник всех божественных воплощений, достоин называться сваям бхагаваном, «изначальным Господом».
Комментарий:
[]
Текст 89
Оригинал:
দীপ হৈতে যৈছে বহু দীপের জ্বলন ।
মূল এক দীপ তাহা করিয়ে গণন ॥ ৮৯ ॥
Транскрипция:
дӣпа хаите йаичхе баху дӣпера джвалана
мӯла эка дӣпа та̄ха̄ карийе ган̣ана
Синонимы:
дӣпа — светильника; хаите — от; йаичхе — как; баху — многих; дӣпера — светильников; джвалана — горение; мӯла — изначальный; эка — один; дӣпа — светильник; та̄ха̄ — такое; карийе — делаю; ган̣ана — умозаключение.
Перевод:
Свечу, от которой зажглось множество других свечей, я считаю изначальной.
Комментарий:
В сорок шестом стихе пятой главы «Брахма-самхиты» все экспансии Абсолютной Личности Бога, принадлежащие к категории вишну-таттвы, сравниваются с одинаковыми светильниками, ибо экспансии Господа не уступают своему источнику ни в каком отношении. От одного горящего светильника можно зажечь бесчисленное множество других, и, хотя все они горят одинаково ярко, светильник, от которого зажглись все остальные, считается изначальным. Аналогичным образом Верховная Личность Бога распространяет Себя в полные экспансии вишну-таттвы, и, хотя все Они одинаково могущественны, изначальная всемогущая Личность Бога считается первоисточником. Эта аналогия объясняет и положение гуна-аватар, таких как Господь Шива и Господь Брахма. Шрила Джива Госвами Госвами говорит: ш́амбхос ту тамо-’дхишт̣ха̄натва̄т каджджаламайа-сӯкшма-дӣпа-ш́икха̄-стха̄нӣйасйа на татха̄ са̄мйам — «Господь Шива, который относится к категории шамбху-таттвы и отвечает за гуну невежества, подобен закопченному светильнику. Такой светильник дает тусклый свет. Точно так же могущество Господа Шивы уступает могуществу вишну-таттвы».