Текст 92

বন্ধু–বান্ধব–স্থানে স্বপ্ন কহিল ।
শুনিয়া সকল লোক বিস্মিত হইল ॥ ৯২ ॥
бандху-ба̄ндхава-стха̄не свапна кахила
ш́унийа̄ сакала лока висмита ха-ила
бандху — друзей и близких; стха̄не — в присутствии; свапна — сон; кахила — рассказал; ш́унийа̄ — выслушав; сакала — все; лока — люди; висмита — изумленными; ха — стали.

Перевод:

Он рассказал о своем сне друзьям и близким, и, услышав его рассказ, все без конца удивлялись.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 93

এই মত শিশুলীলা করে গৌরচন্দ্র ।
দিনে দিনে পিতা–মাতার বাড়ায় আনন্দ ॥ ৯৩ ॥
эи мата ш́иш́у-лӣла̄ каре гаурачандра
дине дине пита̄-ма̄та̄ра ба̄д̣а̄йа а̄нанда
эи — такого; мата — рода; ш́иш́у — детские игры; каре — совершает; гаурачандра — Шри Гаурахари; дине — день за днем; пита̄ — Своих родителей; ба̄д̣а̄йа — увеличивает; а̄нанда — блаженство.

Перевод:

Так Гаурахари проводил время в играх, и счастье Его родителей росло день ото дня.

Комментарий:

[]

Текст 94

কত দিনে মিশ্র পুত্রের হাতে খড়ি দিল ।
অল্প দিনে দ্বাদশ–ফলা অক্ষর শিখিল ॥ ৯৪ ॥
ката дине миш́ра путрера ха̄те кхад̣и дила
алпа дине два̄даш́а-пхала̄ акшара ш́икхила
ката — спустя несколько дней; миш́ра — Джаганнатха Мишра; путрера — Своего сына; ха̄те — в руку; кхад̣и — мел; дила — вложил; алпа — через несколько; дине — дней; два̄даш́а — двенадцать комбинаций слогов; акшара — слоги; ш́икхила — выучил.

Перевод:

Несколько дней спустя Джаганнатха Мишра провел обряд хате кхади и приступил к обучению сына. Всего за несколько дней Господь выучил все буквы и их сочетания.

Комментарий:

К двенадцати пхалам, или составным буквам, относятся репха, мурдханья (церебральные), н̣а, дантавья (зубные), на, ма, йа, ра, ла, ва, р̣, Р̣̄, л̣ и л̣- . Хате кхади — это обряд начала обучения. Когда мальчику исполняется пять-шесть лет, в благоприятный день под названием видьярамбха проводится обряд начала обучения ребенка, во время которого поклоняются Вишну, после чего учитель дает ребенку длинный кусок мела. Затем, водя рукой ученика, он учит его писать буквы (а, а̄ и т.д.) по образцу больших букв, написанных на полу. Когда ребенок научится сносно писать простые буквы, ему дают грифельную доску, и он продолжает свое начальное образование до тех пор, пока не научится писать упомянутые выше двухбуквенные сочетания пхала.