Текст 48

শুনিয়া প্রভুর মন প্রসন্ন হইল ।
দুঁহার অন্তর–কথা দুঁহে সে জানিল ॥ ৪৮ ৷৷
ш́унийа̄ прабхура мана прасанна ха-ила
дун̇ха̄ра антара-катха̄ дун̇хе се джа̄нила
ш́унийа̄ — услышав (это); прабхура — Чайтаньи Махапрабху; мана — ум; прасанна — доволен; ха — стал; дун̇ха̄ра — обоих; антара — доверительные беседы; дун̇хе — оба; се — те; джа̄нила — понимали.

Перевод:

Эти слова тоже доставили удовольствие Чайтанье Махапрабху. Только Они двое могли понять мысли друг друга.

Комментарий:

[]
Следующие материалы:

Текст 49

প্রভু কহে,—বাউলিয়া, ঐছে কাহে কর ।
আচার্যের লজ্জা–ধর্ম–হানি সে আচর ॥ ৪৯ ॥
прабху кахе — ба̄улийа̄, аичхе ка̄хе кара
а̄ча̄рйера ладжджа̄-дхарма-ха̄ни се а̄чара
прабху — Господь говорит; ба̄улийа̄ — не понимающий, что правильно, а что нет; аичхе — таким образом; ка̄хе — почему; кара — делаешь; а̄ча̄рйера — Шри Адвайты Ачарьи; ладжджа̄ — личным делам; дхарма — религии; ха̄ни — ущерб; се — такое; а̄чара — поведение.

Перевод:

Господь Чайтанья стал отчитывать Камалаканту: «Ты баулия — тот, кто ничего не смыслит. Почему ты так поступаешь? Почему ты вмешиваешься в личные дела Адвайты Ачарьи и заставляешь Его нарушать заповеди религии?»

Комментарий:

Камалаканта Вишваса по своему невежеству обратился к царю Джаганнатха-Пури Махарадже Пратапарудре с просьбой ликвидировать долг Адвайты Ачарьи, в то же время заявляя, что Адвайта Ачарья является воплощением Верховной Личности Бога. Тем самым он противоречил сам себе. Воплощение Всевышнего не может оказаться в долгу перед кем бы то ни было в материальном мире. Чайтанья Махапрабху не любил подобных противоречий, на санскрите они называются раса̄бха̄са, что значит «смешение одного настроения (расы) с другим». К этой же категории относится внутренне противоречивая концепция «бедного Нараяны» (даридра-нараяна).

Текст 50

প্রতিগ্রহ কভু না করিবে রাজধন ।
বিষয়ীর অন্ন খাইলে দুষ্ট হয় মন ॥ ৫০ ॥
пратиграха кабху на̄ карибе ра̄джа-дхана
вишайӣра анна кха̄иле душт̣а хайа мана
пратиграха — принятие; кабху — когда бы то ни было; на̄ — не; карибе — совершит; ра̄джа — пожертвований царей; вишайӣра — материалистичных людей; анна — пищу; кха̄иле — поел; душт̣а — грязным; хайа — становится; мана — ум.

Перевод:

«Мой духовный учитель Адвайта Ачарья никогда не должен принимать пожертвований от богачей или царей, поскольку, если духовный учитель принимает деньги или зерно от таких материалистов, это оскверняет его ум».

Комментарий:

Принимать деньги или пищу из рук материалистов очень рискованно, поскольку это загрязняет ум. Веды призывают подавать милостыню брахманам и санньяси, поскольку это освобождает подающего от грехов. Поэтому в прошлом брахманы принимали милостыню только от очень благочестивых людей. Это наставление Господа Чайтаньи Махапрабху относится ко всем духовным учителям. Материалисты, не желающие прекращать греховную деятельность, такую как прелюбодеяние, пьянство, азартные игры и употребление в пищу мяса, иногда изъявляют желание стать нашими учениками, но, не в пример профессиональным духовным учителям, которые принимают всех подряд, вайшнавы не принимают таких сомнительных учеников. Чтобы вайшнавский ачарья принял человека к себе в ученики, тот должен, по крайней мере, согласиться следовать предписанным для учеников правилам. Строго говоря, вайшнавы не должны даже принимать пожертвования или пищу от тех, кто не следует вайшнавским принципам.