Текст 11

চারি ভাই সবংশে করে চৈতন্যের সেবা ।
গৌরচন্দ্র বিনা নাহি জানে দেবী–দেবা ॥ ১১ ॥
ча̄ри бха̄и са-вам̇ш́е каре чаитанйера сева̄
гаурачандра вина̄ на̄хи джа̄не девӣ-дева̄
ча̄ри — четверо братьев; са — с членами семей; каре — совершают; чаитанйера — Господу Шри Чайтанье Махапрабху; сева̄ — служение; гаурачандра — Гаурасундары (Господа Чайтаньи Махапрабху); вина̄ — помимо; на̄хи — не знают; девӣ — богини; дева̄ — бога.

Перевод:

Эти четверо братьев и члены их семей были целиком погружены в служение Господу Чайтанье. Они не признавали никаких богов и богинь, помимо Него.

Комментарий:

Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: анйа-дева̄ш́райа на̄и, тома̄ре кахину бха̄и, эи бхакти парама-ка̄ран̣а — если человек желает стать чистым, стойким преданным, он не должен поклоняться никаким полубогам или богиням. Глупые майявади говорят, что поклонение полубогам равноценно поклонению Верховной Личности Бога, но это не соответствует истине. Такая философия приводит людей к атеизму. Если у человека нет ясного представления о Боге, он думает, что любой воображаемый образ или любой негодяй, который ему нравится, может быть Богом. Такое поклонение дешевым «богам» или «воплощениям» Бога есть самое настоящее безбожие. Отсюда следует, что те, кто поклоняется полубогам или самозваным воплощениям Бога, ничем не лучше атеистов. Они утратили всякое знание, как утверждается в «Бхагавад-гите» (7.20): ка̄маис таис таир хр̣та-джн̃а̄на̄х̣ прападйанте ’нйа-девата̄х̣ — «Те, чей ум извращен материальными желаниями, поклоняются полубогам». К сожалению, те, кто не практикует сознание Кришны и не имеет правильного понимания философии Вед, признают первого попавшегося мошенника за воплощение Бога и к тому же думают, что каждый может сам стать таким воплощением, поклоняясь какому-нибудь полубогу. Эта мешанина философских взглядов существует под именем «индуизма», но члены Движения сознания Кришны придерживаются иных воззрений. Мы категорически против таких теорий. Поклонение полубогам и ложным воплощениям Бога ни в коем случае нельзя путать с чистым Движением сознания Кришны.
Следующие материалы:

Текст 12

‘আচার্যরত্ন’ নাম ধরে বড় এক শাখা ।
তাঁর পরিকর, তাঁর শাখা–উপশাখা ॥ ১২ ॥
‘а̄ча̄рйаратна’ на̄ма дхаре бад̣а эка ш́а̄кха̄
та̄н̇ра парикара, та̄н̇ра ш́а̄кха̄-упаш́а̄кха̄
а̄ча̄рйаратна — Ачарьяратна; на̄ма — по имени; дхаре — держит; бад̣а — большую; эка — одну; ш́а̄кха̄ — ветвь; та̄н̇ра — его; парикара — спутники; та̄н̇ра — его; ш́а̄кха̄ — ветвей; упаш́а̄кха̄ — веточки.

Перевод:

Другой большой ветвью был Ачарьяратна, а его спутники — побегами той ветви.

Комментарий:

[]

Текст 13

আচার্যরত্নের নাম ‘শ্রীচন্দ্রশেখর’ ।
যাঁর ঘরে দেবী–ভাবে নাচিলা ঈশ্বর ॥ ১৩ ॥
а̄ча̄рйаратнера на̄ма ‘ш́рӣ-чандраш́екхара’ —
йа̄н̇ра гхаре девӣ-бха̄ве на̄чила̄ ӣш́вара
а̄ча̄рйаратнера — Ачарьяратны; на̄ма — по имени; ш́рӣ — Шри Чандрашекхара; йа̄н̇ра — которого; гхаре — в доме; девӣ — в роли богини; на̄чила̄ — танцевал; ӣш́вара — Шри Чайтанья Махапрабху.

Перевод:

Ачарьяратну также звали Шри Чандрашекхарой. Во время одного из представлений, проходивших в его доме, Господь Чайтанья сыграл роль богини процветания.

Комментарий:

Театральные представления устраивались и во времена Шри Чайтаньи Махапрабху, но все актеры, которые в них играли, были чистыми преданными; посторонние люди к участию в этих представлениях не допускались. Члены ИСККОН должны следовать этому примеру. Когда разыгрываются сцены из жизни Шри Чайтаньи Махапрабху или Господа Кришны, все, кто в них играет, должны быть чистыми преданными. Профессиональные актеры не понимают преданного служения, и потому, какими бы талантливыми они ни были, их игра лишена жизни. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур называл таких актеров «балаганными нарадами» (йа̄тра̄-дале на̄рада). Иногда актер играет в спектакле роль Нарады Муни, а в реальной жизни он не имеет ничего общего с Нарадой, поскольку лишен преданности Господу. Такие актеры не годятся для спектаклей о Шри Чайтанье Махапрабху или о Господе Кришне.
Свои спектакли Шри Чайтанья Махапрабху обычно разыгрывал вместе с Адвайтой Прабху, Шривасой Тхакуром и другими преданными в доме Чандрашекхары. Место, где раньше стоял этот дом, сейчас называется Враджапаттана. В этом месте Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур основал отделение Шри Чайтанья Матха. Когда Шри Чайтанья Махапрабху решил принять санньясу, Чандрашекхара Ачарья узнал об этом от Шри Нитьянанды Прабху, и потому он присутствовал на церемонии посвящения Господа Чайтаньи в санньясу, которую проводил в Катве Кешава Бхарати. Именно он первым принес в Навадвипу весть о том, что Господь Чайтанья принял санньясу. Шри Чандрашекхара Ачарья присутствовал и во время многих других важных событий в жизни Господа Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он представляет собой вторую ветвь дерева Господа Чайтаньи.