Текст 113

অহমেবাসমেবাগ্রে নান্যদ্‌যৎ সদসৎপরম্ ।
পশ্চাদহং যদেতচ্চ যোঽবশিষ্যেত সোঽস্ম্যহম্ ॥ ১১৩ ॥
ахам эва̄сам эва̄гре
на̄нйад йат сад-асат-парам
паш́ча̄д ахам̇ йад этач ча
йо ’ваш́ишйета со ’смй ахам
ахам — Я (Личность Бога); эва — поистине; а̄сам — существовал; эва — только; агре — вначале (до сотворения мира); на — не; анйат — другое; йат — которое; сат — следствие; асат — и причина; парам — наивысшее; паш́ча̄т — в конце; ахам — Я (Личность Бога); йат — которое; этат — это (творение); ча — также; йах̣ — который; аваш́ишйета — остается; сах̣ — тот; асми — есть; ахам — Я (Личность Бога).

Перевод:

„До появления мироздания существую только Я, и нет больше ничего — ни грубого, ни тонкого, ни первичного. После сотворения мира только Я существую во всем, и после разрушения только Я остаюсь вечно“.

Комментарий:

Это цитата из «Шримад-Бхагаватам» (2.9.33). Это первый стих чатух̣-ш́локӣ. Объяснение приводится в Ади-лиле (1.53).
Следующие материалы:

Текст 114

“অহমেব”-শ্লোকে ‘অহম্’ — তিনবার ।
পূর্ণৈশ্বর্য শ্রীবিগ্রহ-স্থিতির নির্ধার ॥ ১১৪ ॥
“ахам эва”-ш́локе ‘ахам’ — тина-ба̄ра
пӯрн̣аиш́варйа ш́рӣ-виграха-стхитира нирдха̄ра
ахам — только Я; ш́локе — в этом стихе; ахам — слово ахам; пӯрн̣а — исполненного всех достояний; ш́рӣ — трансцендентного облика Господа; стхитира — бытия; нирдха̄ра — подтверждение.

Перевод:

«В стихе, начинающемся со слов ахам эва, слово ахам повторяется трижды. В начале стоят слова ахам эва. Во второй строке есть слова паш́ча̄д ахам. И в конце — со ’сми ахам. Это ахам указывает на Верховную Личность. Повторение слова ахам подчеркивает существование духовной личности, в полной мере обладающей шестью достояниями».

Комментарий:

[]

Текст 115

যে ‘বিগ্রহ’ নাহি মানে, ‘নিরাকার’ মানে ।
তারে তিরস্করিবারে করিলা নির্ধারণে ॥ ১১৫ ॥
йе ‘виграха’ на̄хи ма̄не, ‘нира̄ка̄ра’ ма̄не
та̄ре тираскариба̄ре карила̄ нирдха̄ран̣е
йе — тот, кто; виграха — эту Верховную Личность Бога; на̄хи — не признает; нира̄ка̄ра — считает безличной; та̄ре — его; тираскариба̄ре — чтобы отругать; карила̄ — сделал; нирдха̄ран̣е — подтверждение.

Перевод:

«Имперсоналисты не признают личностное проявление Верховной Личности Бога. Существование личностного аспекта подчеркивается в этом стихе, чтобы убедить таких людей в необходимости признать Бога-Личность. Поэтому слово ахам употреблено трижды. Мысль, которую нужно подчеркнуть, обычно повторяют три раза».

Комментарий:

[]