Текст 73

উচ্ছিষ্ট–গর্তে ত্যক্ত–হাণ্ডীর উপর ।
বসিয়াছেন সুখে প্রভু দেব–বিশ্বম্ভর ॥ ৭৩ ॥
уччхишт̣а-гарте тйакта-ха̄н̣д̣ӣра упара
басийа̄чхена сукхе прабху дева-виш́вамбхара
уччхишт̣а — в месте, куда выбрасывались остатки пищи; тйакта — на использованных; ха̄н̣д̣ӣра — горшках; упара — сверху; басийа̄чхена — уселся; сукхе — довольно; прабху — Господь; дева — Верховный Бог; виш́вамбхара — хранитель вселенной.

Перевод:

Хотя Господь — хранитель всей вселенной, Он уселся на кучу выброшенных горшков, лежавших в яме, куда сбрасывали остатки пищи.

Комментарий:

Прежде у брахманов было заведено ежедневно поклоняться Господу Вишну и готовить для Него пищу каждый день в новых горшках. Этому обычаю по сей день следуют в Джаганнатха-Пури. Пища готовилась в новых глиняных горшках, которые затем выбрасывались. Обычно рядом с домом была большая яма для использованных горшков. Желая преподать матери урок, Господь Чайтанья удобно расположился на этих горшках.
Следующие материалы:

Текст 74

শচী আসি’ কহে,—কেনে অশুচি ছুঁইলা ।
গঙ্গাস্নান কর যাই’—অপবিত্র হইলা ॥ ৭৪ ॥
ш́ачӣ а̄си’ кахе, — кене аш́учи чхун̇ила̄
ган̇га̄-сна̄на кара йа̄и’ — апавитра ха-ила̄
ш́ачӣ — пришедшая туда Шачи; кахе — сказала; кене — почему; аш́учи — неприкасаемого; чхун̇ила̄ — коснулся; ган̇га̄ — омовение в Ганге; кара — сделай; йа̄и’ — отправившись туда; апавитра — Ты осквернился.

Перевод:

Когда Шачи увидела, что ее мальчик сидит на выброшенной посуде, она возмутилась: «Зачем Ты касаешься этих нечистых горшков? Теперь Ты Сам осквернился. Беги и омойся в Ганге».

Комментарий:

[]

Текст 75

ইহা শুনি’ মাতাকে কহিল ব্রহ্মজ্ঞান ।
বিস্মিত হইয়া মাতা করাইল স্নান ॥ ৭৫ ॥
иха̄ ш́уни’ ма̄та̄ке кахила брахма-джн̃а̄на
висмита̄ ха-ийа̄ ма̄та̄ кара̄ила сна̄на
иха̄ — услышав это; ма̄та̄ке — матери; кахила — поведал; брахма — знание об абсолютном; висмита̄ — удивленной; ха — став; ма̄та̄ — мать; кара̄ила — заставила; сна̄на — омыться.

Перевод:

Выслушав это от матери, Господь Чайтанья Махапрабху стал учить ее абсолютному знанию. Шачимата была изумлена, но все равно заставила Его омыться.

Комментарий:

Шрила Бхактивинода Тхакур в «Амрита-праваха-бхашье» следующим образом характеризует абсолютное знание, которое Господь преподал Своей матери: «Господь сказал: „Послушай, матушка: «чистое» и «грязное» — только представление, основанное на материальном восприятии и не имеющее реальной основы. В этих горшках Ты готовила пищу для Господа Вишну и в них подносила ее Ему. Почему же ты думаешь, что эти горшки стали нечистыми? Все, что имеет отношение к Вишну, следует считать проявлением Его энергии. Вишну, Сверхдуша всего сущего, вечен и ничем не осквернен. Так как же эти горшки могут быть чистыми или нечистыми?“ Выслушав это объяснение абсолютного знания, мать Господа была весьма удивлена, но все же заставила Его омыться».