Текст 56

বর শুনি’ কন্যাগণের অন্তরে সন্তোষ ।
বাহিরে ভর্ৎসন করে করি’ মিথ্যা রোষ ॥ ৫৬ ॥
вара ш́уни’ канйа̄-ган̣ера антаре сантоша
ба̄хире бхартсана каре кари’ митхйа̄ роша
вара — услышав благословение; канйа̄ — девочек; антаре — внутренне; сантоша — большая радость; ба̄хире — внешне; бхартсана — выговор; каре — делают; кари’ — напуская; митхйа̄ — ложный; роша — гнев.

Перевод:

Слыша благословение Шри Чайтаньи Махапрабху, девочки радовались, но не подавали виду, а, как и полагается девочкам, упрекали Господа, напуская на себя притворный гнев.

Комментарий:

Притворство свойственно женщинам. В душе они могут быть довольны, но внешне будут сердиться. Такое поведение очень нравится юношам, которые хотят водить с ними дружбу.
Следующие материалы:

Текст 57

কোন কন্যা পলাইল নৈবেদ্য লইয়া ।
তারে ডাকি’ কহে প্রভু সক্রোধ হইয়া ॥৫৭ ॥
кона канйа̄ пала̄ила наиведйа ла-ийа̄
та̄ре д̣а̄ки’ кахе прабху сакродха ха-ийа̄
кона — некоторые из девочек; пала̄ила — убежали; наиведйа — поднос с подношением; ла — забрав; та̄ре — им; д̣а̄ки’ — зовя; кахе — говорит; прабху — Господь; сакродха — разгневанным; ха — становясь.

Перевод:

Некоторые из девочек пытались убежать, но тогда Господь обращался к ним с такими гневными словами.

Комментарий:

[]

Текст 58

যদি নৈবেদ্য না দেহ হইয়া কৃপণী ।
বুড়া ভর্তা হবে, আর চারি চারি সতিনী ॥ ৫৮ ॥
йади наиведйа на̄ деха ха-ийа̄ кр̣пан̣ӣ
буд̣а̄ бхарта̄ хабе, а̄ра ча̄ри ча̄ри сатинӣ
йади — если; наиведйа — подношение; на̄ — не; деха — дадите; ха — будучи; кр̣пан̣ӣ — скупыми; буд̣а̄ — старый; бхарта̄ — муж; хабе — будет; а̄ра — и; ча̄ри — четыре; ча̄ри — четыре; сатинӣ — другие жены.

Перевод:

«Если вы будете жадничать и не отдадите Мне ваши подношения, каждая из вас получит в мужья старика, уже имеющего, как минимум, четыре жены».

Комментарий:

В те времена и даже еще лет пятьдесят тому назад иметь несколько жен позволялось официально. Любой мужчина, особенно из высших каст — брахман, вайшья и, конечно, кшатрий, — мог иметь не одну жену, а больше. В «Махабхарате», истории древней Индии, мы видим, что многоженство было особенно широко распространено у царей-кшатриев. Ведическая культура не препятствовала этому, и даже мужчина старше пятидесяти лет мог жениться. Но стать женой мужчины, уже имеющего несколько жен, было незавидной участью, поскольку свою любовь такой муж вынужден делить между всеми женами. Господь Чайтанья Махапрабху сделал вид, что собирается проклясть тех девушек, которые не захотели отдать Ему найведью, чтобы их мужем стал мужчина, уже имеющий по крайней мере четырех жен.
Обычаи, позволяющие мужчине иметь несколько жен, могут быть обоснованы следующим образом. В любом обществе число женщин превосходит число мужчин. Поэтому, если по законам общества каждая девушка должна иметь мужа, то необходима полигамия, иначе этот закон будет неосуществим. Если же не все девушки имеют возможность выйти замуж, то возникают условия для внебрачных связей, а такое общество, в котором позволены внебрачные связи, не может быть мирным и чистым. В нашем Движении сознания Кришны мы запрещаем незаконные половые отношения. Однако на практике оказывается непросто подыскать мужа для каждой девушки. Поэтому мы в принципе не возражаем против полигамии, если, конечно, супруг способен содержать нескольких жен.