16 px

Еще один шанс Глава 15

Искупление грехов
Вишнудуты сказали: "Аджамила уже искупил все свои злодеяния. Он смыл грехи, которые совершил не только в этой жизни, но и в миллионах других, ибо в отчаянии он повторял святое имя Нараяны. Пусть помыслы его не были чисты, все же он произносил святое имя без оскорблений, поэтому теперь он чист и достоин освобождения.
И прежде, когда Аджамила звал сына поесть или зачем-либо еще, он говорил: «Иди сюда, мой Нараяна». Он, сам того не ведая, произносил четыре слога святого имени (На-ра-я-на), и этим искупил грехи, совершенные за множество жизней.
Повторение святого имени Господа Вишну — самый верный способ искупить такие грехи, как кража золота и других ценностей, пристрастие к вину, предательство друга или родственника, убийство брахмана, сожительство с женой своего гуру или любого, кто достоин почитания. Это лучшее покаяние для того, кто убил женщину, царя, отца или корову, а также для всех прочих грешников. Стоит нечестивцу произнести святое имя, как Верховный Господь заметит его и подумает: «Он произнес Мое имя, поэтому Я должен взять его под защиту»" (Бхаг., 6.2.7-10).

Избавление от всех грехов

Вишнудуты утверждали, что ямадуты не знают, кого заключать под стражу, а кого нет. Обычно ямадуты приходят за грешниками, но на этот раз они явились за Аджамилой, который освободился от греха, когда произнес святое имя Нараяны. Вишнудуты укоряли ямадутов: «Вы не знаете, кто заслуживает наказания, а кто нет. Да, Аджамила совершил много грехов, но теперь ему не придется расплачиваться за них: он искупил их все, произнеся святое имя Нараяны. Почему же вы хватаете его, словно преступника? Он, правда, и не думал повторять святое имя, но все же произнес его и тем самым очистился от греха».
Ямадуты судили об Аджамиле очень поверхностно. Так как вся жизнь его прошла в грехе, они решили отвести Аджамилу к Ямарадже, не ведая, что теперь он безгрешен. Вишнудутам пришлось объяснить им, что, произнеся перед смертью четыре слога имени Нараяны, Аджамила искупил все свои прегрешения. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своем комментарии к этому стиху приводит такие цитаты из священных писаний:
nāmno hi yāvatī śaktiḥ
pāpa-nirharaṇe hareḥ
tāvat kartuṁ na śaknoti
pātakaṁ pātakī naraḥ
“Simply by chanting one holy name of Hari, a sinful man can counteract the reactions to more sins than he can commit.” (Bṛhad-viṣṇu Purāṇa)
аваш́ена̄пи йан-на̄мни
кӣртите сарва-па̄такаих̣
пума̄н вимучйате садйах̣
сим̇ха-трастаир мр̣гаир ива
«Святое имя Господа, даже произнесенное в отчаянии или случайно, избавляет от всех последствий греховной жизни, подобно тому как львиный рык прогоняет маленьких зверьков» (Гаруда-пурана).
сакр̣д учча̄ритам̇ йена
харир итй акшара-двайам
баддха-парикарас тена
мокша̄йа гаманам̇ прати
«Перед тем, кто хоть раз произнес святое имя Господа, состоящее из двух слогов — ха-ри, открывается путь к освобождению» (Сканда-пурана).
Вот некоторые из причин, почему вишнудуты не позволили ямадутам увести Аджамилу на суд Ямараджи.
Есть разные виды грехов. Воровство и грабеж — это тяжкие грехи. Пьянство тоже считается грехом. Вишнудуты называют грешниками и воров, и тех, кто пристрастен к вину. Предать друга, убить брахмана или вайшнава, оскорбить духовного учителя, убить женщину, царя или корову — все это величайшие грехи. Но, по словам вишнудутов, даже тот, кто повинен в этих грехах, будет спасен, если хоть однажды произнесет святое имя Нараяны.
Шридхара Свами говорит: «Святое имя Нараяны, Господа Хари, не только очистило Аджамилу от греха, но сделало его достойным освобождения. Поэтому, оставив тело, он ушел в духовный мир». Повторяя святое имя Кришны, человек искупит все грехи — больше, чем способен совершить. Аджамила повторял святое имя искренне, без оскорблений и благодаря этому полностью очистился от греха. Вот почему мы так настойчиво призываем повторять мантру Харе Кришна. В этой мантре заключено все: праведные дела, аскеза, жертвоприношения. Нет нужды ни в других видах йоги, ни в покаяниях, ни в аскезе: тот, кто повторяет святое имя без оскорблений, обретет плоды всех ведических ритуалов.
Еще задолго до смерти, когда Аджамила, чтобы прокормить свою семью, совершал много грехов, он без оскорблений повторял святое имя Нараяны. Тот, кто произносит имя Господа, рассчитывая тем самым искупить грехи, или думает, что, повторяя святое имя, сможет грешить безнаказанно, совершает оскорбление святого имени (на̄мно бала̄д йасйа хи па̄па-буддхих̣). Но Аджамила, хотя и грешил, произносил святое имя не ради искупления грехов — он лишь звал своего сына. И это принесло плоды: Аджамила смыл грехи, накопленные в течение множества жизней. В юности он жил праведно, и, хотя позже ему довелось совершить много злодеяний, он все же никогда не оскорблял святого имени Нараяны, ибо, произнося его, не думал об искуплении грехов. Того, кто повторяет святое имя Господа постоянно и без оскорблений, не может коснуться скверна греха.
Как явствует из этих стихов, Аджамила, очистившись однажды от грехов, оставался безгрешным, поскольку повторял имя Нараяны. Не имело значения, что именем Господа он звал своего сына — святое имя проявило свое могущество независимо от этого. Невежды заявляют, что можно повторять чье угодно имя, даже имя полубога, и получить тот же результат, что и от повторения святого имени Господа. Это философия майявады. Майявади думают, что каждое существо — это Бог. Они так и говорят: «Каждый из полубогов — Бог, я Бог, и ты тоже Бог». Поэтому они утверждают, что можно повторять любое имя и получить освобождение. В Бенгалии очень популярны кали-киртаны. Собираются несколько человек и поют имена Кали или имена разных самозваных аватар. Один негодяй прибавил к такому киртану имя своей жены, и его глупые последователи приняли это. Все они майявади, и все они ведут людей прямо в ад. Поэтому Чайтанья Махапрабху запретил Своим последователям слушать философов-майявади. Он говорил, что это пагубно влияет на духовную жизнь и закрывает доступ к преданному служению. Мы должны всегда вспоминать наказ Господа Чайтаньи, когда слышим призывы повторять чьи-нибудь имена. Славить нужно только святое имя Вишну или Кришны, и никакое другое
Писания советуют нам повторять только имя Верховной Личности Бога, Кришны. У Вишну тысячи имен, и, хотя в каком-то смысле Вишну и Кришна едины, в писаниях сказано, что по своему действию тысяча имен Вишну равнозначна одному имени Рамы, а троекратно повторенное имя Рамы дает тот же результат, что единожды произнесенное имя Кришны. Другими словами, повторяя святое имя Кришны, можно обрести все возможные блага.
Поэтому Чайтанья Махапрабху советовал каждому повторять святое имя Господа. Он часто произносил следующий стих из «Бриханнарадия-пураны» (38.126):
харер на̄ма харер на̄ма
харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва
на̄стй эва гатир анйатха̄
«В наш век вражды и лицемерия единственный путь к спасению — повторять святое имя Господа. Нет иного пути. Нет иного пути. Нет иного пути».
Произнося святые имена, мы очень скоро освободимся от грехов. Это и есть начало духовной жизни. Не избавившись от последствий своих грехов, мы не станем чистыми вайшнавами.

Оскорбление святого имени

Даже преданный порой может согрешить — либо по незнанию, либо в силу греховных привычек, оставшихся от прошлого. Но если он искренне сожалеет о своем поступке: «Зачем я это сделал?! Когда же, наконец, я перестану грешить!», — Верховный Господь, видя раскаяние преданного, простит его. Если же преданный грешит сознательно, считая, что, поскольку он повторяет мантру Харе Кришна, Господь обязан его помиловать, — ему не будет прощения.
Если преданный грешит, надеясь на силу маха-мантры, он повинен в оскорблении святого имени — нама-апарадхе. Есть десять оскорблений святого имени, и грешить в надежде на искупительную силу святого имени — наиболее серьезное из них. Если человек, которого святое имя очистило от греха, снова начинает грешить, он совершает ужасное преступление. Даже проступок, который для обычного человека не считается серьезным, становится тяжелым преступлением для того, кто повторяет мантру Харе Кришна. Для высокопоставленного чиновника злоупотребление служебным положением и взяточничество — тяжкие преступления. Таких людей наказывают строже, чем других. Если обыкновенный человек чтонибудь украдет, его, конечно, накажут. Но если кражу совершит полицейский, его накажут гораздо суровее. Таков закон. Подобно этому, тот, кто злоупотребляет милостью святого имени, думая: «Теперь я повторяю мантру Харе Кришна, поэтому, даже если и совершу грех, буду прощен», — не получит высшего блага от повторения святого имени. Такой человек оказывается в замкнутом круге: он очищается, затем снова совершает грех, опять очищается и опять грешит. Так он никогда не получит освобождения.
Тем не менее нужно твердо верить, что нет таких грехов, которые нельзя было бы искупить повторением святого имени. Одно из десяти оскорблений святого имени состоит в том, чтобы думать, будто оно не способно очистить от греха. Те, кто хочет без оскорблений повторять Харе Кришна маха-мантру, не должны подвергать сомнению слова шастр о необычайном могуществе святых имен Кришны. По словам вишнудутов, повторение святого имени Господа Вишну — высшее искупление всех грехов. Однако зачастую результат повторения незаметен именно потому, что, повторяя мантру Харе Кришна, человек продолжает грешить.

Совершенство повторения маха-мантры

Итак, чтобы достичь цели повторения святых имен, нужно стараться во что бы то ни стало избегать греха. Повторяя Харе Кришна маха-мантру, человек очищается от всех последствий прежних грехов, и если более не грешит, то очень быстро совершенствуется в преданном служении. Тогда его ум обращается к лотосным стопам Кришны. Если мы повторяем мантру Харе Кришна без оскорблений, то полностью освобождаемся от греха, и наша привязанность к Верховному Господу в преданном служении становится все сильнее.
Однажды между Харидасом Тхакуром и одним невежественным брахманом завязался спор о могуществе святого имени Кришны. В собрании вайшнавов Харидас Тхакур сказал: «Если человек повторяет святое имя Господа без оскорблений, он не только поднимается на духовную ступень брахма-бхута — в его сердце пробуждается дремавшая до этого любовь к Богу, и он без всяких усилий обретает освобождение».
«Святое имя не всесильно», — возразил брахман. — «Известно, что обрести спасение можно, только совершая аскезу, ты же говоришь, что можно спастись, повторяя мантру Харе Кришна. Смотри, если это не подтвердится, я отрежу тебе нос».
Харидас Тхакур ответил: «Если повторение мантры Харе Кришна, помимо прочего, не приводит к освобождению, я сам отрежу себе нос».
Услышав, как брахман оскорбил Харидаса Тхакура, собравшиеся пришли в гнев и тут же прогнали обидчика. Вскоре после этого брахман заразился проказой, и его красивый нос сгнил и отвалился. Этот случай описан в «Шри Чайтанья-чаритамрите
Есть три стадии повторения святого имени: оскорбительное повторение, повторение после освобождения и повторение, проникнутое любовью к Богу. Эти стадии можно сравнить со стадиями созревания плода манго. Незрелое манго имеет кислый вкус, но, по мере того как плод созревает, он становится все слаще и слаще. Сначала мы повторяем святые имена без особого желания, но, когда получаем освобождение, это повторение кажется нам таким сладостным, что мы уже не можем его оставить. Неповторимую сладость святого имени воспел Шрила Рупа Госвами:
тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гинӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇
но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣шн̣ети варн̣а-двайӣ
«Сколько нектара в этих двух слогах — „Криш-на"! Когда мы произносим святое имя Кришны, оно будто танцует у нас на языке. И тогда мы желаем, чтобы у нас были тысячи языков! А когда звуки святого имени вливаются в наши уши — мы хотим, чтобы у нас были миллионы ушей! Когда же святое имя танцует на площади нашего сердца, оно подчиняет себе ум, и вместе с умом замирают все чувства».
Вот что испытывает тот, кто повторяет святые имена, будучи освобожденным. На этой ступени, которая называется премой, человек познает сладость святых имен. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Достичь этой ступени может лишь тот, кто строго следует всем регулирующим принципам. Мы должны быть очень осторожными. Когда больной, преодолев кризис, начинает выздоравливать, ему нужно беречься. Иначе болезнь может вернуться. Если мы получили освобождение, это не значит, что теперь можно делать все, что угодно. Мы должны всегда следовать регулирующим принципам преданного служения.

Плоды повторения святого имени

В качестве комментария к текстам 9 и 10 Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит воображаемый диалог об искупительной силе святого имени.
Кто-то может сказать «Положим, что повторение святого имени смывает с человека все грехи. Но если грешить сознательно и много, то даже двенадцатилетнее покаяние не поможет очиститься от греха. Как же можно искупить все грехи, всего лишь раз произнеся имя Господа?».
В ответ Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит 9-й и 10-й стихи этой главы «Повторение святого имени Господа Вишну — самый верный способ искупить такие грехи, как кража золота и других ценностей, пристрастие к вину, предательство друга или родственника, убийство брахмана, сожительство с женой своего гуру или любого, кто достоин почитания. Это лучшее покаяние для того, кто убил женщину, царя, отца или корову, а также для всех прочих грешников. Стоит нечестивцу произнести святое имя, как Верховный Господь заметит его и подумает" „Он произнес Мое имя, поэтому Я должен взять его под защиту"».
Повторение святого имени поможет искупить все грехи, хотя это и нельзя назвать искуплением грехов в общепринятом смысле. Обычное искупление грехов лишь на время избавляет от наказания оно не вырывает из сердца корни греховных желании. Поэтому сила такого искупления не может сравниться с силой святого имени. Как утверждают шастры, стоит человеку хоть раз произнести имя Господа и безраздельно предаться Ему, склонившись к Его лотосным стопам, как Господь тут же признает его и возьмет под Свою защиту. Это подтверждает Шридхара Свами. Когда подручные Ямараджи пытались утащить Аджамилу в ад, Господь отправил к нему Своих посланцев, и вишнудуты вступились за Аджамилу, ибо он уже был безгрешен.
Аджамила нарек своего сына Нараяной и, полный отеческой любви, часто звал его по имени. И хотя Аджамила обращался не к Господу, а к своему сыну, имя «Нараяна» неотлично от Самого Верховного Господа Нараяны, поэтому оно явило свое могущество. Назвав сына Нараяной, Аджамила смыл с себя все грехи. Позже, окликая сына, он снова и снова повторял святое имя Нараяны и таким образом незаметно пробудил в себе сознание Кришны.
На это могут возразить «Если с уст Аджамилы не сходило имя Нараяны, как мог он жить с блудницей и пить вино? Поскольку Аджамила грешил, навлекая на себя все новые страдания, справедливо предположить, что его спасло только предсмертное обращение к Нараяне. Но это подразумевает, что Аджамила допустил нама-апарадху (оскорбление святого имени). На̄мно бала̄д йасйа хи па̄па-буддхих̣ тот, кто грешит, рассчитывая искупить грехи с помощью святого имени, совершает нама-апарадху»
На это можно ответить, что Аджамилу нельзя обвинять в оскорблении святого имени, ибо он не думал об искуплении грехов. Он не сознавал, что грешен, и уж тем более не знал, что святое имя очищает его от грехов. Вот почему он не совершил нама-апарадхи. Взывая к сыну, он произносил имя «Нараяна» чисто, и при этом сам не замечал, как в его сердце накапливаются плоды бхакти.
По сути дела, чтобы очиститься от греха, ему достаточно было произнести святое имя всего лишь раз. М Можно привести аналогию со смоковницей: прежде чем дерево начнет плодоносить, пройдет немало времени. Так и преданное служение Аджамилы постепенно зрело, и, хотя он совершил много тяжких грехов, ему не пришлось расплачиваться за них. Как утверждают шастры, достаточно однажды произнести святое имя, чтобы избежать расплаты за прошлые, настоящие и будущие грехи. Приводится и такой пример: если вырвать у змеи ядовитые зубы, можно больше не бояться ее укусов. Если преданный всего лишь раз произнесет святое имя без оскорблений, то навечно останется под его защитой. И когда придет время, он вкусит зрелые плоды повторения святого имени.
Следующие материалы:

Глава 16: Пробуждение любви к Богу

Ни ведические обряды, ни покаяния не очистят грешника так, как очистит всего лишь раз произнесенное имя Господа Хари. Звук святого имени напомнит грешнику о величии Господа, о Его божественных качествах, атрибутах, деяниях и окружении и пробудит человека к преданному служению, чего нельзя достичь, совершая искупительные обряды, которые лишь избавляют от последствий грехов.
Совершая обряды искупления грехов, указанные в священных писаниях, человек не очистит свое сердце полностью, и ум его снова устремится к мирской суете. Тому, кто искренне хочет избавиться от последствий своей материальной деятельности, нужно всегда повторять мантру Харе Кришна, вознося хвалу имени, величию и деяниям Господа. Только так можно в полной мере искупить свои грехи, ибо святое имя навсегда очистит сердце от скверны.
На пороге смерти Аджамила в отчаянии громко повторял святое имя Господа Нараяны. Одно это уже освободило его от последствий всех грехов. Поэтому, о слуги Ямараджи, не смейте уводить его к своему грозному господину — Аджамиле не место в аду.
Даже если человек произнесет святое имя неосознанно, имея в виду что-то другое, либо в шутку, в какой-нибудь песне или даже с пренебрежением, он тотчас сбросит с себя бремя бесчисленных грехов. Это единодушно признают все знатоки священных писаний.
Если человек произнесет святое имя Хари, когда его настигнет внезапная смерть — от того ли, что он упал с высоты, поскользнулся и сломал себе шею, от змеиного укуса, от болезни, вызывающей лихорадку, или от удара оружия, — все его грехи будут прощены и он не отправится в ад.
Великие мудрецы установили, что за тяжкие грехи человек должен совершить суровое покаяние, а за менее тяжкие грехи — легкое. Но повторение мантры Харе Кришна избавляет от последствий любых грехов.
Аскезой, пожертвованиями, священными обетами и прочими благочестивыми делами можно свести на нет последствия своей греховной жизни, но корень материальных желаний в сердце останется нетронутым. Тот же, кто станет служить лотосным стопам Личности Бога, очень быстро очистится от скверны греховных желаний.
Как огонь сжигает дотла сухую траву, так и святое имя Господа сжигает дотла все последствия грехов, даже если его произносят неосознанно.
Лекарство, принимаемое добровольно или по принуждению, вылечит больного независимо от того, знает он о силе этого лекарства или нет. Так и святое имя Господа, произнесенное намеренно или случайно, дарует огромное благо любому, кто его произносит, даже если он не осознает его могущество.
Шри Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту: Итак, о царь, утвердив с помощью неопровержимых доводов превосходство преданного служения, посланцы Господа Вишну освободили Аджамилу из пут и спасли его от неминуемой смерти. О Махараджа Парикшит, о покоритель врагов, выслушав отповедь посланцев Господа Вишну, слуги Ямараджи вернулись к своему господину и рассказали ему обо всем, что произошло.
Освобожденный от пут ямадутов, слуг Ямараджи, брахман Аджамила избавился от страха, пришел в себя и тут же выразил вишнудутам почтение, склонившись к их лотосным стопам. С великой радостью он смотрел на них, ибо они спасли его от слуг Ямараджи. Заметив, что Аджамила пытается что-то сказать, вишнудуты, посланцы Верховной Личности Бога, внезапно исчезли (Бхаг., 6.2.11-23).

Петь святое имя или каяться в грехах?

Вишнудуты утверждают, что Веды предписывают разные способы искупления грехов. У христиан тоже есть способы искупить грехи. Согрешивший католик должен пойти к священнику и исповедаться, покаяться в грехах. Священника считают представителем Бога, и, если он отпускает грех, с грешника снимается всякая вина.
Однако никакое покаяние не очистит грешника так, как очистит святое имя Господа Кришны. Ведь тот, кто привык вести греховную жизнь, выйдя из исповедальни, вновь предается греху. Иными словами, очистить сердце человека обычным покаянием невозможно.
Впрочем, тем, кто еще не готов вступить на путь чистого преданного служения, Веды рекомендуют различные способы искупления разных по тяжести грехов. Тому, кто болен простудой, врач пропишет дешевое лекарство, а больному туберкулезом — дорогое. Точно так же и праяшчитта, ритуал искупления грехов, будет легче или труднее в зависимости от тяжести греха, который надлежит искупить. Если мы повинны в тяжком преступлении, то и наказание должно быть суровым. Так предписывают величайшие из мудрецов: Парашара Муни, Ману и другие авторы двадцати дхарма-шастр, священных писаний, назначение которых — помочь человеку очиститься от греха и вознестись на райские планеты. Там сказано, например, что повинные в некоторых преступлениях должны поститься определенное число дней или раздавать милостыню. Так, если делец нажил миллион греховным способом, он должен не скупясь жертвовать на благие дела.
Таких методов искупления грехов множество, однако вишнудуты говорят: «Хотя все они действенны и благотворны, ни один из них не поможет очистить сердце от греховных желаний». Правоверные индусы, мусульмане и христиане совершают всевозможные искупительные обряды, но затем, не в силах противостоять соблазну, вновь вовлекаются в грех. Они подобны недобросовестному пациенту. Врач прописывает ему лекарство и объясняет, как его принимать, но глупец все делает по-своему. От этого ему становится еще хуже, и он снова приходит к врачу и снова умоляет дать ему лекарство.
В этой связи Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур рассказывает о том, как Самба был спасен от мести Кауравов. Самба полюбил дочь Дурьйодханы и похитил ее, так как по традиции кшатрий может взять в жены дочь другого кшатрия, только если покажет свою доблесть. За это Кауравы пленили Самбу. Господь Баларама, приехавший, чтобы выручить его, попытался решить спор миром, но Ему это не удалось. И тогда Он пустил в ход Свою силу, отчего весь Хастинапур задрожал и чуть было не превратился в руины, как при сильном землетрясении. Сразу же дело было улажено, и Самба женился на дочери Дурьйодханы. Заключение таково: надо предаться Кришне-Балараме, Верховной Личности Бога, ибо не найти в материальном мире покровителя сильнее и лучше. Какими бы тяжкими ни были наши грехи, от них не останется и следа, стоит нам произнести имя Хари, Кришны, Баларамы или Нараяны.
Итак, вишнудуты отвергают пост и раздачу пожертвований как способы очищения. Они говорят: «Подобные ритуалы не очистят сердце так, как очистит повторение святого имени Бога». Следуя религиозным заповедям, мы, несомненно, очищаемся от скверны, но в конечном счете этого оказывается недостаточно, ибо ум наш настолько беспокоен, что даже после очистительных ритуалов он снова склоняется к греху.
Как сказано в «Шримад-Бхагаватам» (11.2.42), сила преданного служения такова, что любой, кто к нему обратится, тотчас избавится от всех порочных желаний. Бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир анйатра ча. Любое материальное желание порочно, ибо сопряжено с удовлетворением потребностей чувств, что, в свою очередь, неизбежно ведет к греху. Чистое преданное служение, бхакти, однако, свободно от материальных желаний, порожденных кармой или гьяной, поэтому его называют аньябхилашита-шунья. У того, кто посвятил себя преданному служению, больше нет материальных устремлений, а значит, он выше греха. От материальных желаний надо обязательно избавиться полностью — иначе, несмотря на то что аскеза и благотворительность могут освободить человека от греха, порочные желания снова возродятся в нечистом сердце, и он снова будет грешить и снова страдать за свои грехи. Итак, освободиться от всех материальных желаний можно, только обратившись к преданному служению.
Обычным покаянием не очистить сердце от скверны. Больной сифилисом обращается к врачу, и тот назначает ему уколы и берет за лечение большие деньги. Но, даже вылечившись, больной снова начнет вступать в недозволенные половые отношения и снова заразится сифилисом. Ведь его сердце не очистилось от похоти. Однако, приобщившись к сознанию Кришны, человек забывает о недозволенном сексе. Это свидетельство того, что он обрел сознание Кришны. Искренний преданный никогда не грешит, ибо звуки святого имени и преданное служение очистили его сердце от греховных желаний.
Есть, конечно, и псевдопреданные, которые грешат, надеясь на силу мантры Харе Кришна. Этим они оскорбляют святое имя. Нельзя пользоваться святым именем как каким-то приспособлением, нельзя думать, что раз оно сжигает последствия греха, то можно безбоязненно грешить вновь. Это — величайшее оскорбление. Если мы хотя бы раз произнесем святое имя Господа без оскорблений, то освободимся от всех прошлых грехов. Но больше грешить мы не должны. Господь Чайтанья Махапрабху даровал прощение Джагаю и Мадхаю — пьяницам, развратникам, игрокам и мясоедам. Припав к лотосным стопам Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды, эти грешники взмолились «О повелители! Мы величайшие грешники! Простите нам наши бесчисленные грехи!». Господь Чайтанья согласился, но при условии, что они пообещают никогда больше не грешить. Он сказал. «Я прощаю вам все грехи, но впредь остерегайтесь дурных дел». Тогда Джагай и Мадхай поклялись: «Мы навсегда покончим с прежней жизнью. Больше мы грешить не будем». Когда духовный учитель дает нам посвящение, он освобождает нас от бремени грехов, но это не дает нам права грешить вновь.
Обладать сознанием Кришны — значит следовать примеру Господа Чайтаньи. Давая ученикам духовное посвящение, мы требуем от них того же, чего Господь Чайтанья требовал от Джагая и Мадхая. Каждый, кто присоединился к нашему Обществу, может получить посвящение и стать нашим учеником, но при условии, что даст обет выполнять четыре заповеди: не заниматься недозволенным сексом, не играть в азартные игры, не употреблять одурманивающие средства, не есть плоть убитых животных. Эти ограничения необходимы, ведь если человек, вступивший на духовный путь, продолжает грешить, он никогда не добьется успеха. В «Бхагавад-гите» (7.28) Кришна говорит:
йеша̄м̇ тв анта-гатам̇ па̄пам̇
джана̄на̄м̇ пун̣йа-карман̣а̄м
те двандва-моха-нирмукта̄
бхаджанте ма̄м̇ др̣д̣ха-врата̄х̣
«Тот, кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях, кто полностью отрекся от греха и вышел из-под власти иллюзорной двойственности, с решимостью посвящает себя служению Мне».
Если мы действительно хотим достичь Вайкунтхи, царства Бога, то должны неукоснительно следовать четырем регулирующим принципам, о которых мы уже упоминали. Человек должен вступать в половые отношения только в браке, и только для зачатия потомства; он не должен одурманивать себя, играть в азартные игры, есть мясо, рыбу, яйца и т.п., а должен есть только то, что предназначено в пищу человеку: зерно, фрукты, овощи, молоко и сахар. Это чистые, доброкачественные и благостные продукты — саттвика. Не следует уподобляться кошкам и собакам, думая, что если они питаются мясом, то и человек может его есть. Если есть все подряд, почему бы тогда не питаться испражнениями? Едят же их свиньи. Однако человеку не пристало, подобно свиньям, набивать желудок нечистой пищей. Человеку нужно быть разборчивым. Если мы стремимся к духовной жизни, то должны следовать этим четырем заповедям. Это может быть трудно, но ведь человеческая жизнь предназначена для аскезы. Аскеза очистит наше бытие, и мы станем достойны войти в царство Бога, куда не смогут попасть оскверненные.

Медитация на образ Кришны

Если человек повторяет святое имя Господа — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — ему со временем откроется образ Кришны и Его качества и будет дарована способность помнить о Его деяниях. Все это — плоды чистого повторения Харе Кришна маха-мантры.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур по этому поводу замечает, что результат повторения святого имени существенно отличается от результатов, которых можно достичь, совершая ведические обряды искупления разных по тяжести грехов. Существует двадцать дхарма-шастр, начиная с «Ману-самхиты» и «Парашара-самхиты», и, следуя изложенным в них заповедям религии, можно избавиться от груза даже самых тяжких злодеяний. Однако, как сказано в этом стихе, это не поможет грешнику возвыситься до любовного служения Господу. С другой стороны, достаточно лишь раз произнести святое имя, чтобы не только в один миг избавиться от всех грехов, но и приобщиться к любовному служению Господу. Очистившись, человек сможет служить Господу, постоянно памятуя о Его облике, качествах и деяниях.
По словам Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, все это — плоды повторения святого имени Господа, ибо Господь всемогущ. То, чего нельзя обрести, совершая ведические обряды, можно с легкостью достичь, произнося святое имя. Нет ничего проще, чем петь имя Господа и радостно танцевать, однако путь этот столь возвышен, что вступивший на него обретает все блага духовной жизни. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху провозгласил: Парам̇ виджайате ш́рӣ-кр̣шн̣а- сан̇кӣртанам — «Слава санкиртане Шри Кришны!». Начатое нами движение санкиртаны дает людям самый лучший способ избавления от последствий всех грехов и открывает перед ними врата духовной жизни.
Грешник Аджамила в дни своей юности был примерным брахмачари и, следуя наставлениям отца, бережно хранил в памяти имя, образ и деяния Нараяны. Но затем из-за дурного общения он пал и позабыл обо всем. Однако на смертном одре он вспомнил свое прежнее благочестие, едва только с его уст слетело имя Господа Нараяны. Так Аджамила был спасен.
Нет лучшего способа очистить сердце от греховных желаний, чем петь имена Господа, прославлять Его и внимать повествованиям о Нем. Об этом говорится в начале «Шримад-Бхагаватам» (1.2.17)
ш́р̣н̣вата̄м̇ сва-катха̄х̣ кр̣шн̣ах̣
пун̣йа-ш́раван̣а-кӣртанах̣
хр̣дй антах̣ стхо хй абхадра̄н̣и
видхуноти сухр̣т сата̄м
«Шри Кришна, Личность Бога, который как Параматма (Сверхдуша) пребывает в сердце каждого и является благодетелем искренних преданных, очищает сердце преданного от стремления к мирским удовольствиям, когда у преданного появляется потребность слушать рассказы о Господе. Эти рассказы добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют».
Стоит Верховному Господу узнать, что кто-то славит Его имя, качества и деяния, как Он в знак особой милости Сам начинает помогать этому человеку очистить сердце. Даже если человек не сознает всего величия имени, деяний и качеств Господа, но просто слушает и говорит о них, его сердце все равно очищается.
Очистить свое бытие и обрести освобождение — вот главная цель человеческой жизни. Пока мы пребываем в материальном теле, мы нечисты, и в оскверненном состоянии нам не узнать истинного счастья, хотя к нему стремится каждый. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» (5.5.1) советует нам совершать тапасью, чтобы очистить и одухотворить свое бытие: тапо дивйам̇ путрака̄ йена саттвам̇ ш́уддхйед. Повторение имени Господа, прославление Его деяний — это тоже тапасья, но тапасья легкая, и, совершая ее, каждый может стать счастливым. Тот, кто желает по-настоящему очистить свое сердце, должен непременно воспользоваться этим методом. Другие методы — карма, гьяна и йога — не помогут очистить сердце до конца.
Майявади, имперсоналисты, не способны славить имя, облик и деяния Господа, ибо они уверены в том, что все это — майя, иллюзия. Но почему Господь не может иметь облика? Все мы обладаем индивидуальным обликом, поскольку облик есть у наших родителей. Почему же наш верховный отец должен быть лишен облика? В «Бхагавад-гите» (14.4) Кришна говорит: ахам̇ бӣджа-прадах̣ пита̄ — «Я отец, дающий семя всего живого». Христиане также признают Бога верховным отцом. Если все дети имеют облик, то почему их отец должен быть безликим? Не может быть, чтобы все мы произошли от бесформенного отца. Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣шн̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣: «Кришна — верховный повелитель. Он — причина всех причин, и Его облик вечен, исполнен знания и блаженства» (Б.-с., 5.1). Виграха означает «облик». Если Бог — причина всех причин, творец, создавший все материальные формы, возможно ли, чтобы Сам Он был бесформен?
Бог не лишен облика, но Его облик не похож на наши. Его облик — сач-чид-ананда. Он вечен — сат, а облик человека преходящ — асат. Его облик исполнен знания — чит, а наш полон невежества — ачит. Облик Господа исполнен блаженства, ананды, а наш полон страданий, нирананды. И только потому, что люди не могут представить себе, что чей-то облик столь не похож на их облик, Господа иногда называют ниракарой, бесформенным.
Облик Господа трансцендентен. Это означает, что Его тело не материально, а духовно. Оно по самой своей природе отлично от наших тел. В Ведах говорится, что Бог видит, но у Него нет глаз. Это значит, что Его глаза отличаются от наших — они духовны, а не материальны. Мы видим сравнительно немного, тогда как Бог видит все, ибо Его глаза — повсюду. Его глаза, руки, ноги совсем не такие, как у нас.
Знание, которым обладает Кришна, безгранично, в отличие от человеческого знания. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (7.26): «Мне ведомо все: прошлое, настоящее и будущее». Еще раньше Он напоминает Арджуне: «И ты, и Я рождались много раз. Ты забыл свои предыдущие рождения, Я же помню все» (Б.-г., 4.5). Итак, знание Кришны беспредельно. Его знание, Его блаженство и Его тело совершенно отличаются от наших. Поэтому только невежда может называть Абсолютную Истину ниракарой, бесформенной.
Всякое представление о том, что Бог есть нечто аморфное, не более чем фантазия. Думать так могут только материалисты. Если у нас есть тело, значит, и у Бога должно быть тело, но совершенно иное. Только невежды считают, что Бог бесформен. В «Бхагавад-гите» (7.24) Кришна говорит: авйактам̇ вйактим а̄паннам̇ манйанте ма̄м абуддхайах̣ — «Невежды думают, что прежде Я был безличным и лишь теперь стал личностью». В той же «Бхагавад-гите» Кришна называет мудхами, ослами, всех, кто глумится над Ним, когда Он нисходит в облике человека. У Бога, несомненно, есть тело, но Его тело имеет совершенно иную природу, нежели наши тела. Таков истинный смысл слова ниракара.
Как нематериален облик Кришны, так нематериальны и Его деяния. Постигший это сразу же обретает освобождение. Кришна Сам говорит в «Бхагавад-гите» (4.9):
джанма карма ча ме дивйам
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна
«Тот, кто постиг трансцендентную природу Моего явления и деяний, покинув тело, никогда больше не родится в материальном мире, но вернется в Мою вечную обитель». Чисто повторяя святое имя Верховного Господа, Кришны, мы постигнем сокровенный смысл Его деяний и обретем освобождение. Повторение святых имен — легкий и очень возвышенный метод духовного самопознания. Кто повторяет мантру Харе Кришна без оскорблений, тот всегда будет помнить Кришну — Его божественный облик, качества, деяния и все, что Его окружает. Благодаря этому он освободится от бремени своих грехов и от всех материальных пут.
Вишнудуты утверждают, что все ведические методы искупления грехов несовершенны, так как ни один из них не очищает сердце полностью. Предписаниям Вед обычно следуют те, кто хочет освободиться от грехов, чтобы вознестись на райские планеты или обрести другие материальные блага. Однако преданного не прельщают райские планеты. Его не манит ни одна из планет материального мира, ибо он знает, что в этом мире даже на райских планетах не найти вечного пристанища. Можно тысячи лет провести в раю, наслаждаясь неземной красотой его обитательниц, его несметными богатствами и изысканным вкусом небесных вин, но рано или поздно всему этому придет конец. Для преданного такая жизнь — сущий ад, ибо в ней нет Кришны. Это подлинно духовное видение.
Преданный думает только о Кришне, о том, как порадовать Кришну. Это и есть счастье — доставлять Кришне радость. Камса тоже обладал сознанием Кришны: он неотступно думал о Кришне, но думал о Нем враждебно. Он думал, как убить Кришну, своего заклятого врага. Это, конечно, не бхакти, не преданность. Думать о Кришне и одновременно противиться Его воле, стремиться причинить Ему зло — это не бхакти. Преданный, обладающий сознанием Кришны, каждым своим поступком старается доставить удовольствие Кришне. Таким преданным был Арджуна. С материальной точки зрения Арджуна действовал как враг своих родственников, но, поскольку он исполнял волю Кришны, все, что он делал, было совершенным и свободным от греха.

Трансцендентные игры Господа Кришны

Важно понять различие между бхакти и обычным благочестием. И философский поиск истины, и благочестивые дела по природе своей материальны. Само по себе благочестие не приводит к освобождению. Праведник пребывает в гуне благости, но остается обусловленной душой, связанной последствиями своих добрых дел. Будь он даже брахманом, образцом благочестия, это вовсе не значит, что он предан Господу. Преданный порой совершает поступки, которые противоречат нашим представлениям о благочестии. Арджуна, великий преданный Господа Кришны, убил почти всех своих родственников. «Злодей!» — воскликнет невежда. — «Убил деда, учителя, племянников — уничтожил всю семью!». Но вот Кришна говорит Арджуне: бхакто ’си ме — «Ты очень дорог Мне» (Б.-г., 4.3). С мирской точки зрения Арджуна, может быть, и заслуживает порицания, но, поскольку он исполнил волю Верховного Господа, его почитают как великого преданного. Арджуна, и правда, убил почти всех своих родственников, но для Кришны он навсегда остался близким другом и преданным слугой. В этом разница между преданным и праведником. Последний избегает греха, так как помнит о неминуемой расплате. Преданный же, несмотря на всю свою праведность, может поступать как злодей, если того пожелает Кришна. Но и тогда преданный избежит падения: он сохранит свою чистоту и будет очень дорог Господу.
Мы уже говорили, как очищается сознание того, кто слушает повествования о Кришне. Однако слушать их надо с правильным умонастроением. Люди мирские любят рассказы о раса-лиле — играх Кришны с юными девушками-пастушками, но остаются равнодушными к повествованиям о победах Кришны над демонами. Им неведомо, что Кришна всеблаг. Наслаждается ли Он обществом Своих преданных или сражается с демонами, Он остается Абсолютной Истиной, поэтому повествования о всех Его играх одинаково очищают сознание.
Как правило, люди слушают «Шримад-Бхагаватам» в изложении профессиональных чтецов, а те особенно любят рассказывать о раса-лиле. «Кришна обнимает пастушку — как интересно!» — восторгаются обыватели. Иногда послушать о раса-лиле приходят тысячи людей, и чтецу удается неплохо заработать. Так у слушателей создается впечатление, будто весь «Шримад Бхагаватам» сводится к Десятой песни, где описаны танец раса и другие лилы Кришны. Им так и не удается приобщиться к той великой мудрости, которая содержится в других песнях. Десятая песнь, описывающая суммум бонум, Господа Кришну, венчает собой предыдущие девять, назначение которых — очистить сердце читателя или слушателя, чтобы он мог постичь Кришну.
Поэтому мы советуем каждому прежде всего глубоко изучить первые девять песней «Шримад-Бхагаватам». Только тогда человек сможет читать Десятую песнь с правильным умонастроением. Тот, кто видит в раса-лиле обычную историю, не в состоянии постичь Кришну. В раса-лиле нет ничего плотского. Это духовный танец, танец любви Радхи и Кришны. Чайтанья Махапрабху говорил, что главы «ШримадБхагаватам», посвященные раса-лиле, предназначены не для обычных людей, а для освобожденных душ. Непосвященным вообще нельзя рассказывать о раса-лиле. Только возвышенные преданные, чьи сердца свободны от скверны, способны постичь сокровенный смысл раса-лилы Радхи и Кришны. Мирянам не стоит даже пытаться понять ее.
Но и обычные люди, слушая «Шримад-Бхагаватам», повествующий об играх Кришны, очищаются, хотя и не понимают всей глубины раса-лилы. Когда же о деяниях Господа рассказывает чистый преданный, слушатели поднимаются на уровень трансцендентного преданного служения. Наши сердца поражены болезнью вожделения, желанием наслаждаться, но, когда авторитет в духовной науке говорит о любви, которая связывает Кришну и гопи, из наших сердец изгоняются все глубоко укоренившиеся плотские желания.
К сожалению, мало кому удается услышать «Шримад-Бхагаватам» от истинного духовного учителя. Те же, кто слушает профессиональных чтецов, не излечиваются от вожделения. Некоторые из таких людей даже становятся сахаджиями: они пытаются подражать верховному наслаждающемуся, изображая из себя Кришну, Радхарани или одну из Ее подруг.
Единственное желание чистого преданного — доставлять удовольствие Кришне, и, когда он произносит Харе Кришна маха-мантру, он вспоминает, что для этого нужно делать. Пока мы находимся в материальном мире, мы неспокойны: наш ум и чувства то и дело устремляются к материальным предметам. Но нужно с помощью бхакти-йоги обратить их к вечному, иначе они заставят нас с головой погрузиться в карму, деятельность ради материальных благ. И тогда мы неминуемо будем грешить. Чтобы избежать кармической деятельности, которая затягивает душу в круговорот рождений и смертей, надо обратиться к сознанию Кришны.
То же самое советуют и вишнудуты: чтобы сбросить оковы кармы, нужно непрестанно славить Верховного Господа. Только так можно очиститься от скверны. Шрила Шридхара Свами говорит: «Вместо того чтобы совершать ведические ритуалы, прославляйте Верховную Личность Бога». В этом суть сознания Кришны.
Можно служить Кришне девятью способами: слушать трансцендентные звуки Его имени и описания Его божественного облика, качеств и деяний; воспевать их, помнить о них, служить лотосным стопам Господа, благоговейно поклоняться Господу, возносить Ему молитвы, стать Его слугой, относиться к Нему как к другу и, наконец, отдать Ему все. Без сомнения, тот, кто на протяжении всей жизни служит Кришне одним или несколькими из этих способов, не забудет Кришну и в момент смерти. В этом искусство сознания Кришны. Нельзя бросить все и только повторять мантру Харе Кришна. Вот почему мы изо дня в день трудимся для Кришны и стараемся сосредоточить на Нем свой ум. Это дает нам уверенность в том, что в момент смерти мы навсегда покинем материальный мир.
Человек, далекий от преданного служения, не сможет на грани смерти вспомнить святое имя Нараяны. Чтобы, умирая, правильно произнести святое имя, нужно учиться этому всю жизнь. Поэтому Чайтанья Махапрабху советует: киртанийах сада харих — «Неустанно повторяйте святое имя Господа». В этот век нет лучшего способа постоянно помнить о Кришне, а постоянно помнить о Кришне — значит непременно вернуться домой, к Богу. В «Бхагавад-гите» (8.8) Господь заверяет:
абхйа̄са-йога-йуктена
четаса̄ на̄нйа-га̄мина̄
парамам̇ пурушам̇ дивйам̇
йа̄ти па̄ртха̄нучинтайан
«Кто постоянно размышляет обо Мне как о Верховной Личности Бога и всегда помнит обо Мне, не отвлекаясь ни на что другое, тот непременно достигнет Меня».
То, что Аджамила, умирая, вспомнил о Кришне, отнюдь не случайность. До того как он поддался дурному влиянию и забыл о Боге, он повторял имя Господа Нараяны. Эти духовные занятия принесли плоды, и Аджамила был спасен, хотя в свой последний час он звал младшего сына и вовсе не думал о Кришне.

Милость для всех

В «Бхагавад-гите» (8.6) сказано:
йам̇ йам̇ ва̄пи смаран бха̄вам̇
тйаджатй анте калеварам
там̇ там эваити каунтейа
сада̄ тад-бха̄ва-бха̄витах̣
«О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, этого состояния он и достигнет в следующей жизни».
Кто регулярно повторяет мантру Харе Кришна, тот наверняка произнесет ее, если с ним произойдет несчастный случай. И даже если у человека не вошло в привычку повторять святое имя Господа (Харе Кришна), но ему удастся произнести его в момент смерти, он избежит адских мук. Если человек, сорвавшийся с крыши, закричит: «Харе Кришна!» — его крик будет услышан Господом. Или если нам приснится, что на нас напал тигр, и мы во сне призовем Господа, Он услышит наш зов.
Когда Аджамила, взывая со смертного одра к сыну, произносил святое имя, он вспомнил Господа Нараяну. Вот почему в ведическом обществе детям дают имена Бога. Конечно, имя не делает ребенка Богом. Называя сына Нараяной, родители подразумевают, что он — Нараяна дас, слуга Господа Нараяны. Мы тоже даем нашим ученикам духовные имена: Вишну дас, Вамана дас, Кришна дас и т. п. «Шримад-Бхагаватам» подтверждает, что Аджамила вспомнил Господа Нараяну, когда звал сына, который носил то же имя. Там сказано, что сила, заключенная в звуках святого имени, абсолютна.
Даже тот, кто не знает, как могущественно святое имя, освободится от всех грехов, едва только его произнесет. Произнесенное с преданностью и благоговением или даже без всякой веры, имя Господа очистит от стольких грехов, сколько не в силах совершить ни один грешник. Могущество имени Кришны поистине безгранично. Когда Чайтанья Махапрабху и Его спутники пели Харе Кришна маха-мантру в Навадвипе, люди передразнивали их. Иные жаловались наместнику мусульманского правителя этой области на индусов, которые «устраивают дикие пляски и вопят "Харе Кришна!", размахивая руками». Так они изображали санкиртану Господа Чайтаньи. И сегодня, когда мы выходим на улицы западных городов, зеваки высмеивают нас. Но, даже насмехаясь над нами, они очищаются, ибо в святом имени заключена великая сила. Даже тот, кто выкрикивает: «Что за слова такие „Харе Кришна"?! Ерунда какая-то!» — получает духовное благо.
Святое имя Кришны восходит во тьме наших сердец, подобно солнцу. Материальный мир погружен во мрак, и только по милости Кришны, сотворившего солнце, мы видим свет. Стоит солнцу скрыться за горизонтом, как все снова погружается во тьму. И в наших сердцах царит тьма неведения, но Господь дарует нам свет, способный ее рассеять, — свет сознания Кришны. Наши грехи лишили нас знания, но тех, кто все время с любовью и преданностью служит Господу, Господь спасает, являя Себя в их сердце. Господь особенно милостив к Своим преданным, поэтому их сердца всегда озарены сознанием Кришны. Кришна знает все, даже самые сокровенные наши желания и побуждения, и Его милости прежде всего удостаиваются те, кто искренне Ему служит.
Кришна одинаково относится ко всем, и потому милость Его безгранична. Но Он особенно благоволит к Своим преданным. На того, кто способен вместить Его безграничную милость, Он готов проливать ее бесконечным потоком. И только зависть мешает нам принять милость Господа. В «Бхагавад-гите» (18. 66) Кришна говорит: сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа ахам̇ тва̄м̇ сарва-па̄пебхйо мокшайишйа̄ми ма̄ ш́учах̣ — «Отбрось все иные так называемые религии и предайся Мне. Я уберегу тебя от греха». Господь Сам предлагает нам Свое покровительство, но мы не желаем его принимать. Солнечный свет озаряет весь мир. Кто же виноват, что мы сидим во тьме, затворив окна и двери? Солнце и луна беспристрастно льют свой свет и на брахманов, и на чандалов (собакоедов), не делая различий между ними. Так же и милость Кришны в равной мере доступна всем, и каждый волен принять или отвергнуть ее.
Конечно, преданного Господь одаривает милостью больше, чем остальных, ведь преданный становится способным принять милость Господа, служа Ему. Получать все больше беспричинной милости Господа — значит все больше служить Ему. Служить Господу надо с воодушевлением, а воодушевление приходит к тому, кто с верой и решимостью повторяет мантру Харе Кришна.
Нас могут спросить: «Тот, кто верит в силу святого имени, очищается, повторяя его, но как святое имя может очистить неверующего?». Приведем несколько примеров. Если ребенок сунет руку в огонь, он обожжется, независимо от того, случайно или нарочно он это сделал. Если мы дадим ребенку лекарство, оно подействует, независимо от того, знает ли ребенок о его силе и принципе действия. Так же действует яд. Мантра Харе Кришна очищает нас, даже если мы не знаем, почему и как это происходит. Даже неразумные животные и те обретают благо, когда слышат громкие звуки маха-мантры. Об этом говорил Шрила Харидас Тхакур: «Когда кто-нибудь громко произносит мантру Харе Кришна, все существа — движущиеся и неподвижные — обретают благо» (Ч.-ч., Антья, 3. 69).
Одно то, что Движение сознания Кришны распространилось по всему миру, говорит о могуществе святого имени. Сейчас, когда Движение сознания Кришны в странах Запада успешно ширится, многие западные ученые и другие мыслящие люди начинают понимать его значение. Один из них, доктор Дж. Стилсон Джуда, заинтересовался нашим Движением, когда своими глазами увидел, что оно превратило хиппи-наркоманов в искренних вайшнавов, готовых служить Кришне и человечеству. Всего лишь несколько лет назад эти хиппи ничего не знали о мантре Харе Кришна, а сейчас они повторяют ее и становятся чистыми вайшнавами. Они порвали с греховной жизнью: отказались от недозволенного секса, от употребления в пищу мяса, от вина и наркотиков, от азартных игр. Все это на деле подтверждает силу мантры Харе Кришна, силу, о которой говорится в этом стихе. Конечно, мы можем и не понимать, насколько могущественна эта мантра, но если так или иначе мы станем ее повторять, то быстро очистимся от греховной скверны. Так, если больной будет принимать сильнодействующее лекарство, оно поможет ему вылечиться, неважно, знает он о его силе или нет.
Огонь сделает свое дело независимо от того, зажег ли его несмышленый ребенок или взрослый, знающий о силе огня. Неважно, кто подожжет сухую траву в поле, — она в любом случае выгорит. Точно так же тот, кто повторяет мантру Харе Кришна — знает он о ее силе или нет, — навсегда избавится от всех последствий своих грехов. Таково заключение, сделанное вишнудутами, и это заключение неоспоримо.

Жизнь не кончается

Посланцы Ямараджи столь могущественны, что никто в целом мире не может им помешать делать свое дело. Но на этот раз, к их огорчению, им не позволили пленить человека, которого они считали грешником. Поэтому они тотчас вернулись к Ямарадже и рассказали ему о случившемся. Они не могли понять, почему вишнудуты вступились за Аджамилу, который явно должен был предстать перед судом Ямараджи.
Теперь Аджамила в полной мере обладал сознанием Кришны. Благодаря встрече со святыми вишнудутами, великими вайшнавами, Аджамила обрел свое истинное «Я». Он был схвачен, но затем спасен, и теперь он ничего не боялся. Это и есть освобождение. Когда человек, благодаря общению с вайшнавами, преданными Господа, обретает сознание Кришны, он навсегда избавляется от страха. Познав свою изначальную природу, Аджамила забыл о страхе и вознес вишнудутам замечательную молитву: ва̄н̃чха̄-калпа-тарубхйаш́ ча — «Я в глубоком почтении склоняюсь перед преданными Господа, что подобны древу желаний и океану милосердия». Вся жизнь преданного проходит в молитве: он непрестанно обращается с молитвами к другим преданным. Прежде всего он выражает почтение своему гуру, затем учителю своего гуру, потом учителю учителя своего гуру и, наконец, всем преданным Господа Кришны.
Вишнудутами, по сути, являются все вайшнавы, ибо все они исполняют волю Кришны. Господь Кришна хочет, чтобы все души, мучащиеся в материальном мире, предались Ему и тем самым избавились от страданий в нынешней жизни и от наказания в аду после смерти. Поэтому каждый вайшнав стремится помочь падшим душам образумиться. Те из них, кому повезет, как повезло Аджамиле, будут спасены вишнудутами (вайшнавами) и вернутся домой, к Богу.
Замечательный пример вайшнавского милосердия явили шестеро Госвами. Они глубоко изучили писания и на их основе провозгласили заповеди бхакти, сознания Кришны. Чтобы подтвердить обоснованность принципов преданного служения, Шрила Рупа Госвами в своем трактате «Бхакти-расамрита-синдху» («Нектар преданности») приводит многочисленные цитаты из священных книг. Что же заставило его и других Госвами взяться за этот огромный труд? Изучить все ведические писания в поисках самых весомых, неоспоримых высказываний, а затем показать, как все они соглашаются с окончательными выводами Вед, — это титанический труд. Но они пошли на это, движимые состраданием к людям.
Те, кто, следуя примеру шестерых Госвами, проповедует сознание Кришны, несут человечеству величайшее благо. Есть много других видов благотворительности, но все они дают лишь временные плоды. По-настоящему ценной для всех является лишь та деятельность, которой были заняты шестеро Госвами и другие великие вайшнавы, распространявшие сознание Кришны, поскольку только она имеет истинно духовную основу. Вайшнавы подобны древу желаний (калпа-врикше), ибо способны исполнить любое духовное желание. Поэтому их называют также океаном милосердия (крипа-синдху).
Аджамила стал свидетелем спора между ямадутами и вишнудутами и, всего лишь внимая ему, освободился от скверны. Такова очистительная сила повествований о Кришне. Тот, кто ежедневно слушает «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту», «Чайтанья-чаритамриту», «Бхакти-расамрита-синдху» и другие вайшнавские писания, обретет такое же благо, какое обрел Аджамила, — полностью очистится от материальной скверны.
Преисполненный благодарности, Аджамила почтительно склонился перед вишнудутами. И мы должны установить такие же отношения со слугами Господа Вишну. Чайтанья Махапрабху говорил: гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я — слуга слуги слуги Кришны». К Кришне нельзя приблизиться, не почитая Его слугу.
Поклонившись Вишнудутам, Аджамила встал и хотел было произнести слова благодарности, как вдруг увидел, что перед ним никого нет. Когда вишнудуты увидели, что Аджамила хочет что-то сказать, они удалились, чтобы дать ему возможность прославить Верховного Господа. Теперь, свободный от греха, он мог наконец вознести Господу хвалу. Тот, кто не вполне очистился от греха, не способен прославлять Верховную Личность Бога. Кришна Сам говорит в «Бхагавад-гите» (7.28):
йеша̄м̇ тв анта-гатам̇ па̄пам̇
джана̄на̄м̇ пун̣йа-карман̣а̄м
те двандва-моха-нирмукта̄
бхаджанте ма̄м̇ др̣д̣ха-врата̄х̣
«Тот, кто совершал благочестивые поступки и в этой, и в прошлых жизнях, кто полностью отрекся от греха и вышел из-под власти иллюзорной двойственности, с решимостью посвящает себя служению Мне». Услышав речи вишнудутов, Аджамила узнал о преданном служении и стал достоин вернуться домой, к Богу. Чтобы усилить в Аджамиле желание прославить Господа, вишнудуты покинули его. Они знали, что, ощутив разлуку с ними, он будет восхвалять Господа с еще большим чувством.

Глава 17: Мгновенное озарение

Из спора вишнудутов с ямадутами Аджамила понял суть законов религии, которые действуют в царстве трех гун материальной природы. Эти законы записаны в трех Ведах. Он также узнал о законах религии, которые стоят выше трех гун и определяют отношения живого существа с Верховной Личностью Бога. Вишнудуты воздали хвалу святому имени, качествам и деяниям Господа, и, вняв их речам, Аджамила стал чистым преданным. Теперь он горько раскаивался, вспоминая свои прошлые грехи.
Аджамила воскликнул: Как же низко я пал, став рабом своих чувств! Лишившись всех брахманских добродетелей, я зачинал детей с блудницей. Пусть же на меня падет проклятие за то, что я пороком запятнал честь своей семьи, за то, что ради сожительства с низкой, пристрастной к вину блудницей бросил красивую и верную жену. О, позор мне! Я был единственным сыном моих престарелых родителей. У них не было другой опоры, но я не заботился о них, и им пришлось перенести много лишений. Как мог я, низкий и неблагодарный, бросить их на произвол судьбы?
Теперь я знаю, что грешников, которые, подобно мне, нарушали заповеди священных писаний, низвергают в ад, где они терпят страшные муки.
Я видел посланцев смерти с веревками в руках, которые пришли связать и утащить меня в ад. Куда же они исчезли? Было ли это во сне или наяву? И куда исчезли те четверо прекрасных, неземных существ, что вызволили меня из пут и спасли от ада?
Воистину, я, низкий и злосчастный грешник, тонул в океане порока, но за мои прошлые духовные заслуги на помощь мне явились эти четверо возвышенных существ. Какое счастье было увидеть их!
Разве смог бы я, грязный распутник, умирая, произнести святое имя Вайкунтхапати, если бы не служил Господу в прошлом? Разумеется, это было бы просто немыслимо (Бхаг., 6.2.24-33).

Раскаяние

Внимая спору вишнудутов с ямадутами, Аджамила обрел сознание Кришны. Тогда он стал проклинать свою прежнюю жизнь: «Как же мог я так долго грешить! О, несчастная моя судьба!» Об этом сокрушается каждый преданный, обладающий сознанием Кришны. Чем бы ни занимался человек в прошлом, какие бы грехи ни совершал, когда он начинает общаться с преданными и слушать трансцендентные повествования о Верховной Личности Бога (бхагавата-катху), его сознание очищается от скверны. Тогда он начинает сокрушаться о том, что столько грешил. Этот плач — признак очищения. Раскаявшись, преданный перестает грешить.
Теперь Аджамила поднялся на высокую ступень преданного служения: ничто материальное ему уже не мешало и он испытывал ни с чем не сравнимую радость (ахаитукй апратихата̄ йайа̄тма̄ супрасӣдати). Он стал раскаиваться в прошлых грехах и вознес хвалу Всевышнему — Его прекрасному облику и неувядаемой славе. Его имени и Его деяниям. Человек, стремящийся к сознанию Кришны, старается следовать всем заповедям преданного служения и ежедневно повторяет Харе Кришна маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Заблуждается тот, кто думает: «Теперь, когда я обратился к сознанию Кришны, можно грешить безбоязненно — мне простятся все грехи». Мы не раз говорили, что это самое тяжкое оскорбление святого имени. Нужно раскаяться, следуя примеру Аджамилы: «Как же мог я так долго грешить! К счастью, теперь по милости Кришны я знаю, что жил скверно».
Так Аджамила оплакивал свои грехи. Он вспоминал, как родители хотели сделать из него настоящего брахмана, как он изучал Веды, как женился на красивой добродетельной девушке, которая, будучи родом из почтенного брахманского семейства, обладала многими замечательными качествами. «И я променял ее на блудницу, на отвратительную пьяницу!» — сокрушался Аджамила.
Представителю высшего сословия — брахману, кшатрию или вайшье — не пристало зачинать детей с женщиной низкого происхождения. В ведическом обществе было принято перед заключением брака тщательно изучать гороскопы жениха и невесты; это помогало удостовериться, что молодые люди подходят друг другу. Ведическая астрология позволяет определить, как на человека влияют гуны материальной природы: принадлежит ли он к випра-варне, кшатрия-варне, вайшья-варне или шудра-варне. Это необходимо определить, потому что союз юноши из випра-варны и девушки из шудра-варны будет неудачным и семейная жизнь принесет им одни лишь страдания. Муж и жена должны быть схожи по качествам и характеру. Разумеется, все это — трай-гунья, материальные соображения, основанные на предписаниях Вед. В них нет нужды, если жених и невеста преданные. Преданные выше всех материальных соображений, поэтому их союз в любом случае будет счастливым.
Аджамилу мучила совесть: «Я не сумел обуздать свои чувства. Я вел греховную жизнь и утратил все брахманские добродетели». Эти слова показывают, что Аджамила стал чистым преданным. Тот, кто по милости Господа и духовного учителя поднялся на ступень преданного служения, прежде всего начинает каяться в своих прошлых грехах. И это помогает ему духовно совершенствоваться. Вишнудуты открыли перед Аджамилой путь к чистому преданному служению, и он, как и всякий, кто вступил на этот путь, стал раскаиваться. Он клял себя за то, что распутничал, пил вино, ел мясо, играл в азартные игры. Недостаточно искоренить в себе греховные наклонности, надо еще до конца своих дней сожалеть о прошлых прегрешениях. Без этого нельзя стать чистым преданным.

Долги нужно платить

Аджамила был повинен в том, что не исполнил своего долга по отношению к жене, отцу и матери. Теперь он горько сожалел об этом. Служить престарелым родителям — святая обязанность детей. Эти нормы необходимо восстановить в современном обществе. Иначе в семейной жизни не будет никакого смысла. В хорошей семье муж защищает всех своих подопечных, жена верна ему, а дети благодарны родителям. Ребенок должен понимать: «Мои родители так много сделали для меня. Когда я еще не мог ходить, они носили меня на руках и, когда я еще не умел есть, кормили меня. Они дали мне образование. Они дали мне саму жизнь». Хороший сын должен с готовностью служить отцу и матери, жена обязана хранить верность мужу, а муж — оберегать жену в благодарность за ее заботу. Однако Аджамила, сойдясь с блудницей, презрел свой долг. И теперь, когда пришло раскаяние, он считал себя низшим из людей.
Согласно Ведам, человек, едва появившись на свет, оказывается в долгу перед многими существами. Все мы в долгу перед великими риши — мудрецами, которым ведомо прошлое, настоящее и будущее. Мы и поныне черпаем бесценное знание из написанных ими священных книг, например из «Шримад-Бхагаватам» Шрилы Вьясадевы. Поэтому мы в долгу перед святыми мудрецами.
Мы в долгу перед полубогами, правителями вселенной. От них мы получаем все жизненные блага бог Солнца, Сурья, дает нам солнечный свет, бог Луны, Чандра, — лунный свет, Ваю — воздух и т. д. Каждым первоэлементом управляет определенный полубог.
Мы в долгу и перед теми существами, которые обычно служат нам. Так, от коровы мы получаем молоко Веды называют корову одной из матерей человека, потому что она кормит его своим молоком, как родная мать. В священных писаниях сказано, что у человека семь матерей родная мать, жена учителя или духовного наставника, жена царя, жена брахмана, кормилица, корова и земля Мы в долгу перед этими семью матерями, а также перед отцом, братьями, друзьями и родственниками, живыми и умершими.
Тот, кому подают милостыню, тоже оказывается в положении должника, и впоследствии ему придется возвращать этот долг, как и деньги, взятые взаймы. По этому преданным следует брать пожертвования только для того, чтобы использовать их на служение Кришне. Для преданного принимать пожертвования, чтобы набить желудок, — большой грех. Брахманы и санньяси, получающие пожертвования, должны делать это очень осмотрительно. В ведическом обществе собирать пожертвования дозволено только брахмачари, санньяси и брахманам. Обыкновенным людям, живущим с семьей, это запрещено. Брахмачари просят милостыню, чтобы служить гуру, а санньяси — чтобы служить Богу, Кришне. Веды предписывают людям подавать милостыню брахманам, потому что брахманы знают, как использовать полученное для служения Кришне. Милостыня, поданная достойному человеку, — это милостыня в гуне благости, милостыня, поданная ради корысти, осквернена гуной страсти, а милостыня, поданная недостойному, есть милостыня в гуне невежества. Например, если дать денег какому-нибудь бродяге, он тут же отправится с ними в ближайший винный магазин. Богатые люди часто не придают этому значения, полагая, что могут позволить себе подавать милостыню кому угодно, но в писаниях говорится, что эти три вида благотворительности приносят разные плоды.
Возникает законный вопрос: можно ли вообще расплатиться с долгами? Ответ таков: единственный способ освободиться от всех долгов — это найти прибежище у лотосных стоп Кришны, Мукунды. Имя «Мукунда» означает «тот, кто избавляет от осквернения». Мы в долгу перед полубогами, но они не дадут нам прибежища. Настоящее прибежище можно найти только у Кришны, ибо Он один властен освободить нас от всех долгов. Кришна — Верховная Личность Бога, и если Он простит нам долги, то и Его управляющие — полубоги — обязаны сделать то же самое.
Аджамила был должником и сознавал свое положение, но, поскольку он укрылся у лотосных стоп Мукунды, ему простились все долги. Аджамила отдался под покровительство Господа Нараяны, который неотличен от Мукунды, и так получил освобождение. Мы тоже должны предаться Кришне, если хотим освободиться от всех последствий своих грехов. Другого выхода нет. Кришна Сам говорит: ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа — «Предайся Мне». Мы должны внять призыву Кришны, иначе нам не удастся отдать свои многочисленные долги, особенно сейчас, в век Кали.

Вечное достояние

В материальном мире нас на каждом шагу подстерегают опасности. Даже чистый преданный может оскверниться и пасть. Однако Нарада Муни заверяет нас (Бхаг., 1.5.17):
тйактва̄ сва-дхармам̇ чаран̣а̄мбуджам̇ харер
бхаджанн апакво ’тха патет тато йади
йатра ква ва̄бхадрам абхӯд амушйа ким̇
ко ва̄ртха а̄пто ’бхаджата̄м̇ сва-дхарматах̣
В этом стихе слово дхарма означает «предписанные обязанности». У брахманов есть свои обязанности, у кшатриев — свои, у вайшьев и шудр тоже есть обязанности, соответствующие их роду деятельности. Человек, оставивший свои обязанности и посвятивший себя сознанию Кришны, не лишится достигнутого, даже если по незрелости падет. Пусть он отдал преданному служению совсем немного времени — это будет его вечным достоянием. Его усилия не пропадут даром.
И напротив, как бы прилежно ни трудился человек, если он не поклоняется Кришне, все его труды тщетны. Добросовестно выполняя свои обязанности, вы проживете благочестивую жизнь. Но представьте, что вас ждет на райских планетах, попасть на которые вы удостоитесь за свое благочестие. В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет, что, как только запас благочестивых дел, совершенных вами, истощится, вам придется вернуться на Землю. Кроме того, если вы подаете милостыню или совершаете иные добрые дела, то будете вынуждены пожинать плоды своих благочестивых поступков, а это значит, что вас ожидает новое рождение в материальном мире. Поэтому не стоит желать воздаяния за свою праведность.
К сожалению, даже в Индии люди скорее предпочтут заниматься благочестивой деятельностью, чем служить Кришне. Путем аскезы, тапасьи, они надеются достичь райских планет и вкусить более изысканных наслаждений. Чтобы попасть на райские планеты или получить разные блага на Земле, люди также поклоняются полубогам, например Господу Шиве. Шива так добр, что стоит его о чем-либо попросить, и он тотчас даст своему преданному любой материальный дар. Господа Шиву называют также Ашутошей, что значит «тот, кому легко угодить». Поэтому многие поклоняются ему, чтобы процветать в материальном мире. Но Шри Кришна осуждает таких людей: ка̄маис таис таир хр̣та-джн̃а̄на̄х̣ прападйанте ’нйа-девата̄х̣ — «Лишь те, чей разум украден материальными желаниями, предаются полубогам» (Б.- г., 7.20).
В «Шримад-Бхагаватам» есть рассказ о демоне Врике, которого Господь Шива наделил грозной силой: демон мог уничтожить любого, коснувшись его головы. Похожие дары от полубогов получили Равана и Хираньякашипу. Демоны часто просят подобных благословений, ибо думают, что могущество — ключ к бессмертию.
И что же — дары полубогов не спасли от смерти ни одного из этих демонов: все они в конце концов были убиты Верховным Господом. Смерть ждет всех — таков закон природы. Никто из родившихся здесь не будет жить вечно. Материальный мир называют Мартьялокой — «юдолью рождения, болезней, старости и смерти». Но, околдованные иллюзией, люди не понимают этого. Они надеются, что преобразуют этот мир и будут жить вечно. Современные ученые, как и Хираньякашипу, мечтают о бессмертии и изо всех сил стараются его обрести. Но это неразумно. Не надо бояться смерти. Надо лишь быть осторожным и время от времени задаваться вопросом: «Какое тело я получу в следующей жизни как плод своих нынешних поступков?».
Преданный не боится умереть. Он молится Кришне: «Я согласен вновь и вновь рождаться и умирать, если Ты того пожелаешь, но, в каком бы теле я ни родился, милостиво позволь мне всегда помнить о Тебе». Преданный страшится не смерти, а падения. Впрочем, он знает, что, сколько бы он ни отдал преданному служению, все записывается на его вечный счет. История Аджамилы — яркое тому свидетельство. Конечно, нужно очень строго следовать всем предписаниям, но, даже если преданный падет, он не утратит достигнутого. Именно об этом говорит Нарада Муни в приведенном выше стихе. Даже если человек обратился к сознанию Кришны под влиянием сантиментов, даже если он служил Кришне совсем недолго, а затем снова вернулся к материальной жизни, все, что он сделал в преданном служении, сохранится, и в один прекрасный день он обретет спасение, как обрел его Аджамила.
Когда вишнудуты исчезли, Аджамила пришел в себя и подумал: не приснились ли ему эти прекрасные существа, веревки ямадутов и собственное чудесное спасение? Хотя на смертном одре Аджамила был в беспамятстве, он действительно видел ямадутов и вишнудутов, но теперь все пережитое казалось ему сном. Когда же он понял, что и вправду ускользнул от грозных посланцев Ямараджи, ему захотелось снова увидеть своих спасителей. Слуги Господа Вишну были необыкновенно прекрасны и в точности походили на своего властелина. На них были такие же, как у Господа, украшения, а в руках они несли символы Его верховной власти: раковину, лотос, булаву и диск. Так же как и Господь, они излучали сияние и были облачены в золотистые шелка. Изумленный, Аджамила воскликнул: «Куда исчезли эти прекрасные существа, избавившие меня от пут ямадутов?».
«Как же мне, грешнику, было дано лицезреть их красоту и величие?» — недоумевал Аджамила. В конце концов он решил, что удостоился встретить вишнудутов за какой-то благочестивый поступок в прошлой жизни. В действительности же было так: юношей Аджамила верно служил Господу Нараяне, и за это ему представился случай увидеть вишнудутов. В молодые годы Аджамила общался с праведными людьми, и это спасло его. В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.54) сказано:
‘са̄дху-сан̇га’, ‘са̄дху-сан̇га’ — сарва-ш́а̄стре кайа
лава-ма̄тра са̄дху-сан̇ге сарва-сиддхи хайа
«Все шастры призывают нас общаться с преданными Господа, ибо даже одно мгновение общения с ними способно заронить в душу семя высшего совершенства». В юности Аджамила был чист сердцем и проводил время в обществе преданных и брахманов. Позже он пал, но, благодаря былой праведности, назвал сына Нараяной. Несомненно, это Верховный Господь направил его изнутри. Господь говорит в «Бхагавад-гите» (15.15): сарвасйа ча̄хам̇ хр̣ди саннивишт̣о маттах̣ смр̣тир джн̃а̄нам апоханам̇ ча — «Я пребываю в сердце каждого, и от Меня исходит память, знание и забвение». Господь, пребывающий в сердце каждого, столь милостив, что никогда не забудет того, кто хоть раз оказал Ему услугу. Он из сердца подсказал Аджамиле назвать младшего сына Нараяной, чтобы Аджамила всегда с любовью произносил: «Нараяна! Нараяна!» — и в свой смертный час смог избежать самой страшной участи. Такова милость Кришны. гуру-кр̣шн̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа: по милости гуру и Кришны человек обретает семя бхакти, и если он поливает семя, слушая и повторяя имя Господа, то избежит величайшей опасности.
В Движении сознания Кришны мы даем ученикам новые имена, которые напоминали бы им о Вишну. Если преданный, умирая, вспомнит хотя бы собственное имя — например, Кришна дас или Говинда дас, — то ему нечего будет страшиться. Поэтому перемена имени — очень важная часть обряда посвящения в ученики. Поистине, Движение сознания Кришны предоставляет человеку все возможности для того, чтобы помнить о Кришне.
Как правило, вспомнить о Кришне в момент смерти способен лишь тот, кто всю жизнь служил Кришне и восстановил свою вечную связь с Ним. Когда Аджамила был ребенком, отец воспитывал в нем преданность Господу, и до двадцати лет Аджамила верно служил Господу Нараяне. И хотя впоследствии он утратил свою чистоту и забыл Бога, Бог не забыл его и в час тяжелого испытания вознаградил за любовь и преданность. Вот почему перед смертью Аджамиле удалось вспомнить Нараяну.
Кришна благосклонно принимает любое, даже самое незначительное, служение. Он Сам говорит об этом в «Бхагавад-гите» (2.40):
неха̄бхикрама-на̄ш́о ’сти
пратйава̄йо на видйате
св-алпам апй асйа дхармасйа
тра̄йате махато бхайа̄т
«Вставший на путь преданного служения не знает потерь, и, даже если он пройдет по нему совсем немного, это спасет его от величайшей опасности». Даже малая толика преданного служения спасет человека от беды. Так почему же не обратиться к сознанию Кришны? Служите Кришне круглые сутки, и тогда бояться будет нечего. Познавший Кришну не ведает страха, ибо знает, что Кришна всегда защитит его.
Добавьте VedaBase.ru в виде приложения для iOS или Android.

📱 Android:

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Chrome. Нажмите кнопку меню (три точки) в верхнем углу и выберите «Добавить на главный экран».

🍏 iOS (iPhone, iPad):

Откройте сайт vedabase.ru в браузере Safari. Нажмите кнопку поделиться в нижнем меню и выберите «На экран «Домой».